Выберите язык

Представляем издание, призванное сформировать адекватное понимание целей, ценностей и основных направлений Болонского процесса у студентов, родителей, работодателей и преподавателей, а также вовлечению белорусских стейкхолдеров в процесс реформирования в качестве активных участников модернизации системы высшего образования Беларуси.


То, что сегодня называют Болонским процессом, становится всё более многоплановым ответом на кризис европейских университетов и общественную потребность найти новое, более адекватное место для высшего образования в быстро развивающемся «информационном об­ществе» и экономике, основанной на производстве и применении зна­ний. Этот процесс сопровождается всё большей интернационализацией университетов и всё возрастающей конкуренцией за рынок образовательных услуг.

 

В истории высшего образования это не первый кризис. Например, на рубеже XVIII—XIX веков Европа пережила столь глубокое разочарование в способности университетов отвечать на вызовы времени, что само дальнейшее существование университетов было поставлено под вопрос. С 1789 по 1815 год из 143 европейских университетов осталось всего 83. Из этого кризиса высшее образование вышло обновлённым и преображённым гумбольдтовской реформой. Созданная великим немецким учёным Вильгельмом фон Гумбольдтом модель высшего учебного заведения дожила до наших дней. Именно о таком университете с ностальгией вспоминают в Европе и на постсоветском пространстве, когда наблюдают удручающее снижение академических стандартов и качества подготовки специалистов в современных вузах. Однако критикам современных университетов часто невдомек, что сегодня мы являемся свидетелями кризиса Гумбольдтовской модели, исчерпавшей свой потенциал к середине ХХ века. Элитарный университет, способный справиться с обучением 5-10 % одарённой молодёжи, оказался бессильным перед массовым наплывом студентов. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет высшее образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. По прогнозам, массовость такого образования достигнет своего пика в 263 млн. человек в 2025 году — сравнительно с нынешними 158 млн. человек. Для дополнительных 105 млн. студентов потребуется открытие четырёх крупных университетов каждую неделю в течение ближайших 15 лет!

 

Доступность высшего образования лишь частично обусловлена его демократизацией в угоду политическим требованиям. Главным образом, массовый спрос на дипломы и академические степени подпитывается тем, что в развитых экономиках высшее образование рассматривается работодате­лем как императивное требование для большинства рабочих мест, кроме мест простого ручного труда. Если используется сложное оборудование или требуется общение с клиентом, то даже на места, которые традиционно за­нимали работники без диплома, работодатель предпочитает сегодня брать выпускников вузов. Часто даже не имеет значения узкая профессиональная подготовка кандидата. Для нанимателя, как показывают исследования, важ­нее оказывается общая и поведенческая культура работника, коммуникационные навыки, культура труда, готовность к освоению новых знаний. На­ряду с этим растёт спрос и на специалистов самой высокой квалификации. В постиндустриальных экономиках резко возросла потребность в научных работниках, за которыми «охотятся» по всему миру. И поскольку прежняя система подготовки специалистов не может справиться с новыми задача­ми, на всех континентах идёт поиск новой модели высшего образования постиндустриального общества. А там, где новые вызовы стараются не замечать, расцветает псевдообразование, практикующее циничную продажу дипломов.

 

Беларусь в этом контексте — не исключение. Перед ней стоят те же проблемы, что заботят людей в других странах. Только если в Европе, Азии или Америке многие уже поняли, что без решительной модернизации образования не удастся справиться с проблемой, то в Беларуси многие ещё верят, что ответы на вызовы современности можно позаимствовать в прошлом. Но как индустриальные технологии не годятся для постиндустриальной экономики, так и советский университет не может быть моделью для высшей школы будущего. Новую интернациональную модель высшей школы вырабатывают совместными усилиями разных стран не только в Европе, однако европейский опыт, известный нам под именем Болонского процесса, может быть нам особенно полезен.

Публикация подготовлена при поддержке  МИД Эстонии.

Скачать полную версию издания Болонский процесс как путь модернизации системы высшего образования Беларуси (PDF, размер файла 9,2 МБ).