Testimonials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Sandro Rosell
FC Barcelona President

Публикация белых книг – тематических сборников,  посвященных состоянию образования в постсоветских странах, стала уже привычным явлением у наших соседей. В Беларуси мы впервые предпринимаем такую попытку. В нашей Белой книге мы попытались  дать  детальный анализ состояния и перспектив присоединения беларуской высшей школы к Европейскому пространству высшего образования (Болонскому процессу).


В 2012 г. попытка вступления Беларуси в  ЕПВО закончилась неудачей. Саммит министров образования стран-членов ЕПВО не стал рассматривать заявку беларуского Министерства образования из-за того, что наша высшая школа не отвечает пока требованиям к кандидатам на присоединение к Болонскому процессу. В ответе Болонского  секретариата отмечалось, что главным препятствием на пути к ЕПВО  является  конфликт беларуских и европейских академических ценностей.  Прежде всего, это касается положения дел с академической свободой, уровнем институциональной автономии и участием студентов в управлении высшим образованием. Поскольку признание основополагающих ценностей, целей и направлений образовательной политики ЕПВО является условием вступления страны в Болонский процесс, решено дать Беларуси  время для модернизации высшей школы и  вернуться к беларускому вопросу на саммите министров образования в 2015 г.

Эта Белая книга  является результатом коллективной работы экспертов Общественного Болонского комитета,  представляющего собой площадку для коммуникации и координации усилий различных НГО и независимых экспертов, направленных на содействие реформированию  беларуского высшего образования.

Общественный Болонский комитет ведет мониторинг состояния и перемен в высшем образовании нашей страны и разрабатывает предложения по реформированию высшей школы, направленные на сближение c целями, ценностями и основными направлениями политики Европейского пространства высшего образования. Мы стремимся в максимальной степени интернационализировать экспертизу,  для чего привлекаем для оценки наших предложений специалистов из стран, участвующих в программе «Восточное партнерство».

Авторов этой работы объединяет убеждение в том, что для всех, кто принадлежал или  принадлежит университетскому сообществу, вполне естественно разделять европейские академические ценности. На базе таких ценностей, как академическая свобода и университетская автономия, можно добиться реального повышения качества и интернационализации  беларуского высшего образования.

Хотя Беларусь не практикует международно признанные методы оценки качества своего высшего образования, есть немало свидетельств того, что наше высшее образование нуждается в серьезных реформах.  Недавно опубликованный доклад Мирового банка  показал, что работодатели  в Беларуси более чем в любой из соседних стран считают навыки работников основным или весьма существенным сдерживающим фактором  экономического развития. Эти исследования свидетельствуют и о более высоких, чем в соседних станах, темпах роста неудовлетворенности качеством  подготовки специалистов и, следовательно, качеством человеческого капитала.

Эти тренды снижения качества не компенсируются ростом доступности высшего образования.

Массовый характер высшего образования вступает во все более очевидный конфликт  с традиционной  моделью высшей школы индустриальной эпохи.  Ответом на этот вызов беларуская система высшего образования в недавнем прошлом  предлагала не решительное реформирование анахроничной модели, а ностальгическое возвращение к советскому прошлому.

Решение власти  присоединиться  к Европейскому пространству высшего образования можно было бы считать важным поворотом в образовательной политике, если бы это сопровождалось решительным отходом от старой архитектуры, целей и, главное, ценностей высшей школы. К сожалению, пока невозможно однозначно оценить результаты этой работы.

В последний год  Минобру  удалось  сделать  ряд шагов в нужном направлении.  Удалось  немного сблизить беларускую и европейскую архитектуры высшего образования.  Восстановлена  т.н. практико-ориентированная магистратура, сокращена продолжительность обучения на первой ступени. Однако программы первого уровня представляют собой во многом только адаптацию старых программ подготовки специалистов с урезанным гуманитарно-социальным блоком. Магистерские программы в Беларуси нередко разрабатываются с очень узким фокусом на предшествующую программу I  ступени. Программы третьего цикла (аспирантура, докторантура) вообще остаются за пределами архитектуры высшего образования.

Используемый беларуской системой высшего образования понятийный аппарат  (модуль, кредит, компетентностный подход, результат обучения и др.) лишь внешне напоминают Болонскую терминологию, а по сути не соответствует содержанию терминов, принятых в Болонском  процессе.  Белорусская высшая школа пока не использует существующие в ЕПВО  инструменты,  способствующие прозрачности и взаимному признанию  степеней и имеющие  центральное значение для реализации болонских реформ, — такие, как Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS), Приложение к диплому (DS), а также в полной мере не обеспечивает реализацию компетентностного подхода при создании и осуществлении образовательных программ.

Жесткая регламентация на законодательном уровне образовательных программ (образовательных стандартов)  вплоть до структуры и содержания учебных планов, перечня и содержания программ учебных дисциплин, последовательности их изучения не позволяет создавать гибкие траектории обучения, а, следовательно, не  способствует  повышению конкурентоспособности выпускников белорусских вузов на европейском и международном рынке труда.

Зачастую традиционная образовательная  практика просто переводится в термины  болонского словаря, не затрагивая сути процессов.   Если бы проблема была только в ошибочном истолковании смысла болонских инструментов, то это было бы  поправимо в процессе образовательных мероприятий. Хуже то, что во многих случаях искажение смысла связано с принципиальным конфликтом систем ценностей — европейских и беларуских.  В нашей стране внешняя мотивация академического поведения считается не просто более важной, чем внутренняя, но рассматривается как единственно возможная. Поэтому часто  понятийные сдвиги мотивированы желанием сохранить  авторитарную  систему  управления высшим образованием.

Вся законодательно-нормативная база высшего образования пронизана  недоверием к студентам,  академическому персоналу, работодателям. Она ориентирует на  использование только инструментов внешнего управления высшей школой.

Однако нашей целью является не простая констатация многочисленных проблем беларуской высшей школы. Мы стремимся очертить понятную и обоснованную программу действий, которая позволила бы нашей стране решительно продвинуться по пути модернизации системы высшего образования.

Общественный болонский комитет подготовил рекомендации в Кодекс об образовании, которые позволят на нормативно-законодательном уровне не только снять претензии по трем ключевым вопросам, препятствующим вступлению Беларуси в ЕПВО, но и обеспечить предпосылки значительного повышения качества  подготовки специалистов и, следовательно, качества  человеческого капитала.

Полная версия Белой книги (docx).