Выберите язык

На основании страновых отчетов об участии общественности в управлении высшим образованием в Беларуси, Украине и Молдове, экспертами Центра образовательной политики Вильнюсского университета (Литва) подготовлен сравнительный анализ этих процессов в трех странах. Ситуация в Украине и Молдове меняется из-за недавнего принятия нового законодательства о высшем образовании, направленного на модернизацию управления высшим образованием, и предоставления больших возможностей для участия в нем общественности, в то время как в Беларуси этих возможностей становится меньше.


Несмотря на небольшие различия в структуре управления высшим образованием в Украине и Молдове, обе страны достигли значительного прогресса в достижении университетской автономии и обеспечении общественного участия в управлении высшим образованием. Основным вызовом для обеих стран является внедрение недавно принятых норм законодательства в повседневную академическую практику.

В Беларуси же наблюдается скорее движение в обратном направлении: изменения в законодательстве об образовании направлены на ограничения институциональной автономии. Большое количество существующих в Беларуси под эгидой Совета министров общественных, экспертных и координационных советов не обеспечивают реального участия стейкхолдеров в управлении образованием, поскольку их члены назначаются властями. Эти советы не обладают ни властью, ни полномочиями принятия решений.

Схожая ситуация наблюдается и на институциональном уровне: ректоры университетов, в том числе частных, назначаются Президентом, правительством или Министерством образования; процедура включения внешних стейкхолдеров в советы университетов не определена. Несмотря на то, что такая возможность формально существует, работодатели и другие стейкхолдеры практически не представлены в советах вузов. Попечительские советы, существующие в ряде университетов, не имеют реального влияния. Формально студенты имеют право участвовать в управлении вузами, однако представители студенчества не избираются, а назначаются администрацией. Решения, принятые студенческими советами, не вступают в силу без одобрения администрации вуза, а студенческие организации имеют ограниченные возможности представлять студенческие интересы, поскольку не являются независимыми.

Выводы белорусских экспертов относительно общественного участия в управлении вузами скорее пессимистичны: ни государство, ни внешние стейкхолдеры не готовы к большей степени вовлеченности общественности. Беларуси предстоит долгий путь реформирования университетского управления в соответствии с принципами институциональной автономии как она понимается в Европейском пространстве высшего образования.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА на английском языке (PDF)

 

Тексты страновых отчетов:

Беларусь: мониторинг общественного участия в управлении высшим образованием (PDF, на русском языке)

Украина: общественное участие в управлении высшим образованием (PDF, на английском языке)

Молдова: процессы демократизации и участие социальных партнеров в управлении высшим образованием (PDF, на русском языке)