В 2018 году на министерском саммите ЕПВО в Париже Беларуское Министерство образования представило свой план продолжения Болонских реформ под названием Стратегический план действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования. Этот документ по структуре и содержанию является продолжением Дорожной карты реформирования высшего образования, выполнение которой было условием приема Беларуси в ЕПВО в 2015 г. Поскольку Дорожная карта не была имплементирована в срок, потребовалось закрепить обязательства Беларуси в новом документе. Минобразования обязалось ежегодно представлять в BFUG (Рабочую группу Болонского процесса) годовые рабочие планы реализации стратегического плана действий и отчитываться о его выполнении.
Промежуточный результат выполнения Стратегического плана и Рабочего плана 2019 г. представлен в отчете о мониторинге, подготовленном экспертами Общественного Болонского комитета.
Хотя это и промежуточный отчет, отражающий выполнение планов за первое полугодие, можно сделать ряд выводов, касающихся имплементации принципов и инструментов ЕПВО.
Как и прежде, мы видим нетранспарентность процесса имплементации обязательств Минобразования. Во многих случаях в публичном доступе нет никакой информации о проделанной работе или ее этапах. Обещанный Интернет-портал для информирования о развитии системы высшего образования Республики Беларусь и имплементации Болонских инструментов http://by-ehea.info по-прежнему не работает. Его создание планировалось еще на октябрь 2018 г. В отчете Минобразования за 2018 г., представленном BFUG, новый срок появления такого портала был перенесен на апрель- май 2019. Однако он так и не заработал до сих пор.
Рабочие планы 2018 и 2019 гг. не отражают в полной мере структуру Стратегического плана действий. Особенно это касается разделов 6. Обучение на протяжении всей жизни и социальное измерение высшего образования и 7. Фундаментальные ценности ЕПВО. Задачи Стратегического плана очень избирательно и неполно включаются в рабочие планы. Смысл задач искажается и адаптируется к существующей практике.
В ряде случаев Минобразования оправдывает отсутствие прогресса в выполнении пунктов Стратегического плана отсутствием у него соответствующих полномочий, хотя
Стратегический план был подготовлен этим министерством. Что, конечно, не свидетельствует об ответственном отношении к принимаемым обязательствам.
В большинстве случаев беларуской стороной выполняются лишь те задачи, которые связаны с изучением зарубежного опыта или консультациями международных экспертов. Обязательства по изменению законодательно-нормативной базы высшего образования Беларуси отодвигаются на неопределенный срок или минимизируются.
В некоторых случаях, как это имеет место в части развития Национальной рамки квалификаций, перспективные решения по модернизации высшего образования принимаются другими инстанциями, а Минобразования даже не отражает их в своих планах и отчётах.
Несмотря на все эти недостатки, в имплементации Стратегического плана есть некоторый прогресс, который мы отразили в нашем мониторинговом отчете (PDF, русский язык).