- Это продолжение работы, которая ведется в направлении реформирования Кодекса об образовании, —
рассказал Службе информации «ЕвроБеларуси» эксперт Общественного Болонского комитета, профессор философии Владимир Дунаев. — Мы дополнили рекомендации формулировками, касающимися не только принципиальных вопросов общей части кодекса, но и стратегических направлений реформирования других уровней образования. Ведь без этого реформа высшего образования не будет эффективной.
Рекомендации также касаются принципов формирования образовательной политики, демократизации системы управления, гарантий фундаментальных академических ценностей, в том числе академической свободы, автономии учебных заведений, гарантий общественного участия. Есть также предложения, касающиеся структурной перестройки системы образования, в том числе и высшего, связанного с достройкой системы до той архитектуры, которая существует в рамках Болонского процесса.
- В парламенте проект Кодекса об образовании до принятия лежал не один год. Как считаете, власти готовы вновь перерабатывать очень объемный документ?
- В декабре 2013 года прошли парламентские слушания по Кодексу об образовании. Они были достаточно оптимистическими, потому что в повестку дня были поставлены принципиальные вопросы, в том числе, расширение самостоятельности учебных заведений, элементы их реальной экономической, финансовой, организационной, академической автономии. Это были вопросы, решение которых можно было рассматривать как достаточно перспективный ход. Но, к сожалению, дальше ничего реального не происходило.
В мае 2014 года Министерство образования опубликовало свою редакцию поправок в Кодекс об образовании, которые, к сожалению, были значительно менее продвинутые, вопросы автономии учебных заведений они почти не затрагивали. Этот проект был вынесен на общественное обсуждение, но его итоги так и не озвучены. Сегодня, насколько известно, рождаются новые версии поправок, но они непубличные, их не обсуждают.
- Почему новые варианты поправок не становятся публичными?
- Я думаю, что власти сами понимают, что нынешний кодекс – абсолютно негодный документ, который не решает никаких проблем. Тем не менее, не видно, чтобы делались какие-то серьезные шаги по обсуждению и принятию поправок. Наверное, это и к лучшему, так как принятый законопроект, вероятно, мало бы чем отличался от того, что есть на сегодня. Косметические поправки вряд ли что-то изменят, а для глубоких, радикальных изменений, по всей видимости, сегодня нет условий, прежде всего политических.
- Вы предполагаете, что Европа может сделать жест доброй воли и принять Беларусь в Болонский процесс. Может это и будет шагом, который подтолкнет власти к реформам?
- Пока это моя гипотеза. Наверняка я не знаю, просто сужу по заявлениям, которые делают европейские дипломаты и политики.
Действительно, вроде бы есть желание принять Беларусь в Болонский процесс в качестве жеста, показывающего, что Европа готова идти навстречу. Грустно, что в качестве такой разменной монеты оказывается беларусская система образования. К сожалению, геополитические мотивы сегодня берут вверх над академическими.
Проблема в том, что прием Беларуси в Болонский процесс не гарантирует начала реформ. Механизмов, которые были бы заложены в условия приема, чтобы побуждать Беларусь к реформированию, на сегодня нет.
Мы предлагали дорожную карту в качестве приложения для приема Беларуси, которая была бы разработана беларусскими и европейскими экспертами и носила характер некоторых международных обязательств. Но пока совершенно не очевидно, что подобные обязательства будут каким-то образом сопровождать прием Беларуси.
Сама система soft law (мягкого права) не гарантирует, что исполнение обязательств будет выполнено. Это серьезная проблема для Болонского процесса. Азербайджан, Казахстан, некоторые другие страны достаточно факультативно исполняют решения, которые принимаются даже на уровне саммитов министров образования консенсусом. В этом смысле некоторые говорят, что в рамках европейского пространства высшего образования необходимо, чтобы действовали более строгие нормы, требующие обязательного исполнения.
В отсутствии механизмов контроля или побуждения, прием Беларуси в Болонский процесс будет в большей части символическим актом, нежели гарантией того, что Беларусь действительно станет на путь реформ.
На мой взгляд, есть принципиальный конфликт европейских и беларусских академических ценностей, который лежит в основе образовательной политики, в том числе, многих организационных мероприятий, которые реализуют эту политику. Поэтому, не трансформировав систему ценностей, реальной модернизации образования в Беларуси не будет. Сама эта система ценностей в Беларуси очень консервативна, ожидать, что она подвергнется реформированию, оснований немного.
Сергей Кожуков, ЕвроБеларусь