Завтра твоей страны: Индивидуальное образование в Беларуси понимается как надомное обучение для лиц с ограниченными возможностями либо для спортсменов и музыкантов, занятых участием в соревнованиях и конкурсах. А в Европе оно не только широко распространено, но и закреплено законодательно.
Студентов не спрашивают, что они думают, а потом на них обижаются
— Потенциальный студент, прежде чем прийти в университет, заканчивает множество курсов, тренингов, которые помогают ему осознанно сделать выбор профессии. С результатами он приходит в вуз.
И специальная комиссия (в ее состав входят не только преподаватели, но и потенциальные работодатели) после собеседования и изучения опыта и знаний учащегося формирует индивидуальный план обучения, с учетом уже пройденных курсов. Время обучения зависит от того, какой бэкграунд у студента, — рассказывает об опыте индивидуального образования в Финляндии руководитель департамента философии Европейского гуманитарного университета Андрей Лаврухин.
Член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев считает, что студент сам должен формировать свою учебную программу. — У нас выходит так, что есть набор преподавателей на кафедре, и их занимают работой — лекциями, практическими занятиями.
Студентов не спрашивают, что они думают на этот счет, — отмечает эксперт. И многие студенты эти занятия пропускают, а преподаватели потом обижаются: они к нам не ходят.
Выпускники не способны работать на реальном производстве
Школа, а позже университет не формируют критическое мышление у студентов.
— Сначала учитель всегда прав, потом преподаватель, потом — работодатель. Студент не имеет права усомниться и возразить. Это приводит к тому, что человек не способен самостоятельно решить проблему на производстве, потому что он с ранних лет привык выполнять приказы, — отмечает бывший проректор Республиканского института высшей школы Сергей Ветохин. Ключевые моменты, которые в Европе учтены, в Беларуси проигнорированы, — это личный интерес учащегося в процессе подготовки, творческий и критический подход к изучению и способность не только исполнять приказы, но и управлять процессом, проектом или кадрами.
— Выпускники не способны работать на реальном производстве, — сетует зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. — Есть вопросы и к образовательным программам, и к уровню профессорско-преподавательского состава. Остро стоит проблема финансирования системы высшего образования. В странах Организации экономического сотрудничества и развития в год на обучение студента тратят 13 тысяч долларов, в Беларуси – меньше 2 тысяч долларов. — То есть мы хотим по дешевке подготовить конкурентно способных специалистов, но это вряд ли возможно, — считает Георгий Гриц.
Плохой продукт
Ни в Кодексе об образовании, ни в Трудовом кодексе нет упоминания о профессиональных стандартах. В Трудовом кодексе, кстати, и работодатель обозначен всего лишь как наниматель.
— Нас коренным образом не устраивает тот продукт, который выпускает наша система образования, — заявил в ходе круглого стола «Роль работодателей в повышении качества высшего образования» председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин.
— Работодатели должны участвовать в формировании не только квалификационных требований, но и учебных программ. Сегодня многие преподаватели просто не успевают за изменениями требований на рынке труда. Студенты сами ищут дополнительные образовательные программы, участвуют в тренингах и вебинарах. Но отсутствует системность, взаимосвязь между вузом и работодателем. И выпускника приходится заново учить на рабочем месте.
Эксперты отмечают, что квалификационные справочники Беларуси отстали от реальности, зачастую не отражают изменений на рынке труда.
Более того, нет подробного описания требований к каждой квалификации. В сфере логистики, по словам заместителя директора по развитию Минского колледжа предпринимательства Святослава Гайдука, сегодня не могут работать выпускники средне-специальных учреждений образования, так как это не прописано в нормативно-правовых актах, хотя потребность в таких специалистах есть, сфера логистики активно развивается в Беларуси.
Стоит ли позволять белорусским студентам самим решать, что им изучать?
Адарья ГУШТЫН Завтра твоей страны