naviny.by: Распределение в этом году проходило в сложных условиях на рынке труда. Многие наниматели отзывают заявки на молодых специалистов.
Больше четверти безработных в Беларуси — молодежь 16-29 лет. Способствует ли институт обязательного распределения решению этой проблемы?
Кому нужны философы и социологи?
Студенческая фабрика мысли БОСС уже на протяжении нескольких лет анализирует итоги распределения выпускников белорусских вузов.
Директор БОСС Кристина Мурашева отметила, что в дорожной карте, с условием выполнения которой Беларусь приняли в Болонский процесс, среди прочих есть рекомендация реформировать институт распределения, однако этого не происходит.
БОСС зафиксировал случаи игнорирования законодательства в части распределения в различных университетах Беларуси, случаи давления на студентов. Например, у вузов есть обязательства доводить до студентов информацию о законодательстве в части распределения, о количестве мест.«Однако часто это не происходит так открыто, как хотелось бы», — отметила Кристина Мурашева.
В докладе по итогам распределения выпускников 2016 года отмечены случаи, когда студентам предлагают работу не по специальности. При этом администрация факультета оказывает психологическое давление на выпускников, убеждая их в необходимости идти навстречу факультету, так как от количества распределенных зависит количество бюджетных мест на факультете в следующем учебном году, а иногда и существование целых специальностей.
В этом смысле самые чувствительные специальности — философия и социология, по которым практически невозможно трудоустроить. Во-первых, на этих студентов заявки вообще не приходят. Во-вторых, выпускники специальности «Философия» могут преподавать только в учреждениях образования, причем идеологию. В штатном расписании ни одной организации нет должности «философ».
Специалистов по несуществующим специальностям готовят и на факультетах, которые выпускают менеджеров, озеленителей, инженеров-экологов.
Предприятия воспринимают молодых специалистов как обузу
Распределение в этом году проходило в сложных условиях на рынке труда. Число занятых в экономике падает. За последние пять лет среднесписочная численность работников промышленности сократилась на 150 тысяч человек.
Наниматели в сложной экономической ситуации отказывают в приеме молодых специалистов по распределению, «воспринимая этот институт как обузу», сказала Кристина Мурашева.
Это связано, с одной стороны с тем, что с выпускниками много возни — их надо доучивать или переобучать. С другой стороны, по отношению к молодому специалисту у нанимателя есть ряд обязанностей.
Например, ему обязаны выплатить денежную помощь за период отдыха после окончания вуза за счет средств организации, в которую выпускник направлен на работу. Молодым педагогам помощь выплачивается учреждением образования за 45 календарных дней за счет бюджетных средств.
Наниматель обязан обеспечить молодого специалиста работой по специальности. Запрещается переводить его на работу, которая не связана с полученной специальностью, увольнять его до окончания обязательного срока работы по распределению (за редким исключением).
В результате, отмечается в докладе БОСС, наблюдались факты отзыва заявок предприятий в связи с сокращением штатов. В этой ситуации вузы, чтобы не портить статистику, практиковали трудоустройство на кафедрах в самом университете.
«Были случаи, — рассказала Кристина Мурашева, — когда на специалиста поступала одна заявка, и на ставку распределяли четырех выпускников. Таким образом, каждого из них устраивали на 0,25 ставки. В отчетности же все было в порядке — распределили четырех человек».
Отметим, что законодательство не запрещает распределять выпускника не на полную ставку.
Как и прежде, самыми востребованными на рынке труда являются преподаватели и специалисты сферы здравоохранения, хотя условия труда специалистам данных категорий предоставляются зачастую не самые лучшие.
По другим специальностям в большинстве случаев имеет место недостаток заявок для распределения, в силу чего молодым специалистам приходится самостоятельно искать работу.
«Это затруднительно в условиях несоответствия запросов рынка труда и требований к специалистам, которых выпускают вузы, — отметила представитель БОСС. — Студенты говорили, что сталкивались с ситуацией, когда трудоустроиться не по специальности им не позволяли, а работу, соответствующую их квалификации, государство предоставить не может».
Между тем, первое рабочее место молодым специалистам публично гарантировал Александр Лукашенко, по инициативе которого в свое время и было введено распределение, а слово президента в нашем государстве порой более весомо, чем даже конституция.
«Мною было принято однозначное решение о предоставлении первого рабочего места после окончания вуза, независимо от того, частный он или государственный. И этого мы будем придерживаться. Мы обязаны будем помочь с трудоустройством молодым людям, которые получили образование», — заявил Лукашенко 12 апреля текущего года.
Как дискриминируют платников
На практике происходит совсем иначе. По сути, требование президента зависло, экономика его не слушается.
А платников так и вовсе дискриминируют. При равных условиях самостоятельного поиска работы статус молодого специалиста с дополнительными льготами и гарантиями, о которых речь шла выше, приобретают лишь выпускники бюджетной формы обучения.
Кроме того, сам процесс распределения в некоторых случаях крайне не справедлив к платникам.
В докладе приводится пример, когда на выпускника платной формы обучения поступил именной запрос из госорганизации, в которой он проходил ранее практику. Однако в этой же организации проходил практику и выпускник бюджетной формы обучения, который плохо зарекомендовал себя, и организация не прислала на него именной запрос.
Средний балл выпускника-бюджетника на несколько баллов ниже балла платника. Тем не менее, распределили в организацию бюджетника.
Кристина Мурашева отметила, что огромное количество студентов-бюджетников в силу существования института распределения не ищут себе работу, а надеются на государство и оказываются не готовыми к вызовам.
«Распределение как благо, которым его позиционируют, призвано, в первую очередь, гарантировать выпускнику рабочее место. Однако в условиях, когда заявок недостаточно для большинства выпускников, целесообразно ли вообще существование института распределения?», — задается вопросом эксперт.
Не распределением единым
Эксперт Общественного Болонского комитета, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин обратил внимание, что институт распределения затрагивает не более трети выпускников вузов.
По распределению принимают выпускников государственные предприятия. На госпредприятиях работает 39% занятых в экономике. И даже если этот институт будет отменен, проблема трудоустройства выпускников вузов не станет менее острой.
Чтобы эта проблема решилась, необходима согласованность рынка труда и сферы образования, отметил Лаврухин.
Необходимо уже сегодня задумываться о специальностях будущего с учетом того, что запрос ныне действующих работодателей не является объективным: «Интересы работодателей могут быть краткосрочными, и пристегивать систему образования к ныне действующим работодателям — недальновидно».
В любом случае, отметил Лаврухин, политика устройства выпускников не сводится к институту распределения. Однако на государственном уровне другие идеи не озвучиваются — в государственную программу «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы» проблемы трудоустройства молодежи и института распределения не включены.
Эксперт Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев также придерживается точки зрения, чтонеобходимо разрабатывать программу, которая бы стимулировала работодателей брать на работу молодежь. Это можно делать через квоты. Например, в некоторых странах работодателю платят за переподготовку выпускников в зависимости от того, какие специальности более востребованы.
Кроме того, права выпускников платной и бесплатной форм обучения должны быть равны, считает Владимир Дунаев. И те, и другие должны иметь право на первое рабочее место и льготы при трудоустройстве, предусмотренные для молодых специалистов.
Важно, отметил Владимир Дунаев, разработать, наконец, национальную рамку квалификаций, которая приблизит сферу образования к рынку труда.
Елена Спасюк, naviny.by