Беларуская Праўда: Непринятие Кодекса об образовании, отсутствие согласованности между министерствами и политической воли не позволили выполнить «дорожную карту» Болонского процесса.
Юрась Дубина, Беларуская праўда
За три года Беларусь не выполнила ни одного требования «дорожной карты», но остается в Болонском процессе. Такое решение принято на Парижском саммите министров образования пространства Болонского процесса, который прошел 24-25 мая.
Ситуацию комментирует член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.
-24-25 мая в Париже прошел саммит министров образования Болонского процесса, который проводится раз в три года. Саммит подвел итог выполнения «дорожной карты» со стороны Беларуси и обсудил дальнейшие перспективы нашей страны.
-Какой диагноз поставлен беларускому образованию?
-Международная группа по контролю за выполнением «дорожной карты» констатировала, что Беларусь ничего выполнила самостоятельно и не смогла воспользоваться международной экспертной помощью. И весьма скептически оценивалась экспертные возможности самой Беларуси.
-Какие перспективы в Болонском процессе вырисовываются у Беларуси?
-Саммит принял решение продлить срок выполнения обязательств до 2020 года – до следующего форума. «Дорожная карта», которую Беларусь обязалась выполнить, все равно должна оставаться в повестке дня. Официальный Минск предпочел бы, чтобы про «дорожную карту» больше не вспоминали, а ее воспринимали как равноправного члена Болонского процесса.
Результат таков, что Беларусь все же остается в поле зрения Болонского процесса прежде всего потому, что на смену «дорожной карте» приходит стратегический план действий, разработанный Министерством образования по имплементации «дорожной карты». По структуре это та же «дорожная карта», те же обязательства, но с одной особенностью: наряду с внятными и четкими указаниями на содержание и сроки работы присутствуют и расплывчатые, предполагающие разнообразную интерпретацию формулировки.
В отношении инструментов Болонского процесса (многоступенчатость, продолжение и содержание образования, обещания создать независимое агентство контроля качества) присутствуют более-менее четкие обязательства, а вот насчет социального измерения Болонского процесса (было требование пересмотреть практику распределения студентов) конкретики значительно меньше.
Мы можем констатировать, что продление «дорожной карты» для Беларуси фактически состоялось до следующего саммита министров образования – до 2020 года. Хотя, например, Европейский союз студентов требовал приостановить членство Беларуси в Болонском процессе, потому что страна не выполнила «дорожную карту» (речь идет об участии студентов в управлении образованием, об участии в управлении университетами, об академических свободах). Но в итоге и Европейский союз студентов тоже согласился на продление сроков выполнения «дорожной карты».
К сожалению, не удалось сохранить систему контроля: для Беларуси специально создавали группу, которая занималась контролем исполнения «дорожной карты», сейчас такой группы нет. Судя по всему, Беларусь будет просто отчитываться перед рабочей группой Болонского процесса – исполнительным органом между саммитами.
-На ваш взгляд, почему Беларусь не выполнила «дорожную карту»?
-Давайте разберемся, что значит – не выполнила? Обязательства касались изменений законодательства, и прежде всего – в Кодекс об образовании. Кодекс об образовании до сих пор не принят, поэтому обязательства и не исполнены.
Мы выделяли девять основных требований – из них не выполнено ни одно. В Кодексе об образовании заложено выполнение двух условий: приложение к диплому и трехуровневая система образования: бакалавр, магистр, кандидат наук.
Приложение к диплому открывает больше возможностей для признания беларуских дипломов за рубежом. Норма, заложенная в Кодексе, частично выполняет это обязательство; если Кодекс будет принят и указанное положение войдет в него – мы сможем констатировать прогресс. Но, оказывается, обязательство выдавать приложения всем не выполняется, по неизвестной причине приложение к диплому не относится к студентам-медикам.
В случае принятия Кодекса будет выполнено еще одно требование – переход на три цикла образования: бакалавр, магистр, кандидат наук.
Возможно, будут реализованы и некоторые другие инструменты Болонского процесса, которые не обязательно заносить в Кодекс об образовании.
Часть обязательств можно было выполнить только при сотрудничестве Министерства образования с другими министерствами; несогласованность и отсутствие кооперации между министерствами мешает выполнению обязательств. Например, в «дорожной карте» заложено обязательство – упростить процедуру создания и регистрации студенческих и преподавательских организаций; но все прекрасно понимают, что, не отменив статью 193.1 Уголовного кодекса, мы проблему не решим. А отменить эту статью Министерство образования не может.
То же самое происходит и с разработкой национальной рамки квалификации. В полном объеме создать национальную рамку можно только при серьезном отношении к проблеме Министерства труда и соцзащиты – это его зона ответственности.
Отсутствие политической воли блокирует решение проблемы академических ценностей (академические свободы, университетская автономия).