Mobile menu (ru)

Testimonials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Sandro Rosell
FC Barcelona President

Naviny.byПредставители Совета Европы и наблюдательной группы Болонского процесса приехали в Минск, чтобы задать вопросы белорусским чиновникам о готовности системы высшего образования присоединиться к европейскому образовательному пространству, а также чтобы встретиться со студенческой и академической общественностью. Журналистов на встречи допускали избирательно.

В Риге 24-25 марта состоится заседание Болонской группы, на котором будут даны рекомендации по Беларуси для конференции министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию. В мае 2015 года министры могут рассмотреть белорусский вопрос.

Это уже вторая попытка Беларуси вступить в Болонский процесс. Первую заявку предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причиной было то, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием

Европейские чиновники и представители академической общественности проводят встречи в Минске не первый день.

3 марта прошел семинар «Имплементация Европейского пространства высшего образования: проблемы и возможности». Прессу на это мероприятие не приглашали. Но для корреспондента государственного агентства, видимо, сделали исключение.

4 марта состоялось несколько встреч. В возможности посетить одну из них, где присутствовали студенческие организации, а также члены Общественного Болонского комитета, обозревателю Naviny.by отказали. Сотрудник Информационного пункта Совета Европы сослалась на то, что Общественный Болонский комитет, пригласивший журналиста на встречу, «не уполномочен это делать, а разрешение в Страсбурге получить невозможно, так как рабочий день там не начался».

Бюрократия, конечно, непобедима, но, честно говоря, поведение европейской структуры, провозглашающей одним из своих принципов открытость, в данной ситуации удивило.

По-видимому, желание не выводить из тени процесс согласования позиций по включению белорусской высшей школы в европейское образовательное пространство, вдруг стало обоюдным. Что может свидетельствовать о вмешательстве в процесс политической конъюнктуры.

Что изменилось с 2012 года, когда Беларусь не приняли в Болонский процесс? 

Шур БерганИзменились обстоятельства, сказал 4 марта глава департамента по образованию Совета Европы Шур Берган перед началом встречи в Министерстве образования с представителями СЕ и наблюдательной группы Болонского процесса. «Мы чувствуем: интерес к более тесному сотрудничеству ЕС с Беларусью есть», — сказал он.

Отвечая на вопрос, как вступление в Болонский процесс соотносится с преследованием инакомыслящих в университетах Беларуси, Берган сказал, что «этот вопрос изучается».

«В любом случае, политическая ситуация в стране более благоприятная, чем в 2012 году, когда Беларуси отказали во вступлении в Болонский процесс», — считает чиновник СЕ.

Каковы шансы у Беларуси?

«Я не знаю, что решат министры, но мы продолжим сотрудничество с Беларусью в любом случае. Теперь наша задача — убедить министров, что Беларусь привержена требованиям Болонского процесса», — сказал Шур Берган.

Каковы гарантии, что Беларусь будет следовать принципам Болонского процесса после вступления?

Шур Берган отметил, что представители Совета Европы продолжат обсуждать с академической общественностью и представителями властей программу действий по имплементации принципов Болонского процесса в систему образования Беларуси.

«Дорожная карта при вступлении Беларуси в Болонский процесс — хорошая идея», — заявил Берган.

Директор департамента по образованию СЕ отметил, что дорожная карта использовалась и для других стран, присоединявшихся к Болонскому процессу в 2003-2004 годах: «Беларусь планирует вступить в Болонский процесс в ситуации, когда он устоялся, поэтому у страны меньше времени для адаптации».

Глава департамента по образованию отметил важность введения в Беларуси системы профессиональной квалификации, доступа студентов к управлению университетами, а также обеспечения независимого контроля качества высшего образования.

Михаил Журавков«Мы можем показать программу развития высшего образования в Беларуси, которая строилась на идее присоединения к Болонскому процессу», — ответил министр образования Беларуси Михаил Журавков.

Он подчеркнул, что страна имеет серьезные намерения присоединиться к Болонскому процессу.

В частности, реализована двухступенчатая система образования, есть бакалавриат (3-5 лет в зависимости от специальности) и магистратура. На уровне защиты диссертаций введена возможность получения PhD.

В ближайшем будущем не менее 30% магистерских курсов в стране будут преподаваться на английском языке.

Что касается участия студентов в управлении университетами, то, по словам министра, советы белорусских университетов на четверть состоят из студентов, как того требуют европейские нормы.

«Идеального соответствия принципам Болонского процесса нет нигде. Но мы стремимся их соблюдать с учетом специфики нашего государства», — сказал Михаил Журавков.

Есть ли мобильность в университетах?

Петер Грайслер Глава управления «Университеты» Министерства образования Германии Петер Грайслер поинтересовался, действительно ли в Беларуси для того, чтобы поехать на стажировку сроком более 10 дней, студент или преподаватель должен получить разрешение Минобразования.

Петер Грайслер не может себе представить такое в Германии, хотя бы потому, что министерство не справилось бы с валом запросов. Ведь мобильность является ключевым императивом Болонской модели, и различные поездки — часть студенческой жизни.

Министр образования Беларуси ответил, что и у нас все идет к тому, чтобы вузы сами решали вопросы стажировок. При этом Михаил Журавков подчеркнул, что «мы хотели бы, чтобы стажировки были эффективными, а не становились туристическими поездками. Необходимость брать разрешение повышает ответственность и соответствие целям стажировок».

У министра спросили также, почему студенческие организации имеют проблемы с юридической легализацией. В качестве примера привели БОСС (Братство Организаторов Студенческого Самоуправления), которому после безуспешной попытки в 2013 году зарегистрироваться в качестве общественного объединения, пришлось, чтобы иметь возможность работать хоть как-то, зарегистрировалась как информационно-практическое учреждение «Студенческая фабрика мысли».

Михаил Журавков предсказуемо развел руками: «Мы не занимаемся регистрацией общественных объединений. Это скорее вопрос к Министерству юстиции. Проблемы взаимодействия со студенческими организациями, на мой взгляд, нет».

Будет ли когда-либо в Беларуси независимое агентство по контролю качества образования? 

Принципы Болонского процесса предполагают наличие независимых от властей агентств по контролю качества образования. В Евросоюзе работает порядка 30 подобных агентств.

В Беларуси сторонний контроль качества образования сегодня не обеспечивается, так как Департамент контроля качества образования находится в системе Минобразования. Изменится ли это положение?

«В перспективе, может быть, департамент качества может стать независимым», — отметил Михаил Журавков, заметив при этом, что министерство и сейчас не оказывает влияния на департамент, который работает «соответственно общим европейским правилам оценки качества образования».

Директор Департамента контроля качества образования Владимир Зданович добавил, что в учреждениях образования используется самоконтроль, развита система менеджмента качества.

Есть ли академическая свобода в университетах Беларуси?

Неоднократно общественные организации и инициативы заявляли, что с академической свободой у нас большие проблемы.

В Министерстве образования публично с такой позицией не соглашаются.

Будет ли у студентов возможность принимать активное участие в политической жизни страны в год выборов, спросили у белорусских чиновников. «Всё будет хорошо», — ответил по-английски министр.

«Студенты как все совершеннолетние граждане имеют право участвовать во всех мероприятиях, связанных с выборами, в рамках закона, естественно, — сказал Михаил Журавков. — Никаких препятствий студентам по их активности, связанной с выборной кампанией, у нас нет. Никаких рекомендаций на этот счет ни университетам, ни студентам мы не давали и давать не будем. Это свободный выбор студентов. Мы не вмешиваемся в выбор студентов на избирательных участках. Но у нас есть законодательство, которое надо соблюдать».

Владимир ДунаевЧлен Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев отметил, что академические свободы в Беларуси по-прежнему в дефиците. Однако на встрече чиновников ЕС со студентами и заинтересованной общественностью речь о том, что заявку Беларуси надо отвергнуть, не шла.

«Мы выступаем за использование всех доступных инструментов для реформ высшей школы и в защиту фундаментальных академических ценностей», — сказал Владимир Дунаев.

Он считает, что Минобразования понимает эти ценности, но в силу сложившейся у нас структуры власти не имеет возможности единолично принимать принципиально важные решения.

Елена СПАСЮК,  Naviny.by