Testimonials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Sandro Rosell
FC Barcelona President

«Заўтра тваёй краіны»:В ведущих белорусских вузах отмечается недобор абитуриентов на обучение на условиях оплаты. Особенно пострадали частные вузы. Эксперты считают, что во многом это результат дискриминационной политики государства.


Студентов не хватило

По предварительным данным, в вузы принято около 55 тысяч человек. За счет средств бюджета будут учиться 27,2 тысячи человек. На платном обучении — порядка 28 тысяч человек.

Частные вузы студентов недосчитались. Например, Институт управления и предпринимательства на специальность «Правовое обеспечение бизнеса» (дневное отделение) набрал на первый курс 5 студентов, хотя мест было 30. Среди абитуриентов один набрал 171-180 баллов, трое — 141-150 и один — 101-110.

С заочным образованием здесь дело обстоит лучше –– почти на все специальности занята половина мест, а на «Экономику и правовое обеспечение хозяйственной деятельности» так и вовсе 21 из 30.

Институт современных знаний имени А.М.Широкова выглядит более убедительно. Самая популярная специальность на гуманитарном факультете –– «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (международный туризм)» –– на 75 мест заявления подали 44 человека (дневное отделение).

На факультете искусств популярна специальность «Дизайн (костюма и тканей)» –– здесь занята половина мест (15 из 30). На заочное обучение на 30 мест –– 11 заявлений.

Для многих студентов, которые могли бы обучаться на платной форме, фильтром стали баллы ЦТ. На особо востребованные специальности, которые оказались только в государственных вузах, баллы для участия в конкурсе были снижены. В частные вузы могли принять только тех, кто перешагнул минимальный порог.

Есть ли конкуренция между государственными и частными вузами?

В Российском государственном социальном университете (РГСУ) сертификат ЦТ не требовался. Абитуриенты сдавали экзамены.

–– И по общему ощущению в этом году набор неплохой. Многих привлекает то, что не надо сдавать ЦТ, конкурентная цена за обучение и условия, которые создаются для студентов, — отмечает эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич.

В вузах частной формы собственности можно получить образование по тем же специальностям, что и в государственных, но стоит это гораздо дешевле. Например, за год обучения в РГСУ предстоит заплатить 40-45 тысяч российских рублей (около тысячи долларов). Это меньше, чем во многих белорусских вузах.

Год обучения в БГУ по специальностям «Правоведение»» и «Экономика» стоит более 20 млн. белорусских рублей. А, к примеру, в Институте парламентаризма и предпринимательства практически на ту же специальность –– 13 млн. 200 тыс. белорусских рублей. Год обучения на специальностях «Правоведение» и «Мировая экономика» в Институте управления и предпринимательства (дневная форма обучения): 1 курс –– 11 млн. 900 тыс. белорусских рублей, 2-5 курсы –– 14 млн. 500 тыс. белорусских рублей.

В такой ситуации многие абитуриенты могли бы отказаться от намерения поступать в государственный вуз и выбрать частный, но такая тенденция не прослеживается.

Светлана Мацкевич отмечает, что конкуренция между государственными и частными вузами в Беларуси неполноценная.

–– Конкуренция возможна только тогда, когда есть независимость вузов. Этого в Беларуси нет, так как на рынке образования государство регулирует деятельность частных вузов, причем в интересах вузов государственных. Выдача лицензий, аккредитация, согласование должностей ректора –– вот некоторые из способов, — называет эксперт.

Возможно, студенты отказываются от обучения в частных вузах из-за того, что их не устраивает качество услуг?

–– Когда в образовании есть четкая административная система управления, вузы обязаны выставлять единые требования к процессу обучения. Качество образования, независимо от уровня абитуриентов, которые приходят на первый курс, за счет такой стандартизированной системы выравнивает студентов. Вот почему нельзя говорить о престижности того или иного вуза. Она создается за счет общественного мнения, рекламы. А реальное качество не участвует сейчас в конкуренции между вузами, — считает Светлана Мацкевич.

Частные вузы живут в режиме административной дискриминации

Не на престиж частных вузов работает и то, что они живут в режиме административной дискриминации, считает эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Как пример давления на частные вузы он приводит сокращение доли заочников под предлогом улучшения качества. Напомним, уменьшение доли заочников среди студентов активно ведется с 2011 года.

Департамент контроля качества Министерства образования провел контрольный срез остаточных знаний у студентов 5-6 курсов наиболее популярных специальностей (экономика, правоведение) для изучения уровня подготовки специалистов по заочной форме обучения. Достаточно высокий уровень знаний показали только 43% тестируемых (по правоведению — 20%). Лучшие результаты показаны в тех случаях, когда студенты-заочники имели профильное среднее специальное образование.

Однако пока под вопросом, стало ли качественнее образование после сокращения доли заочников. А вот то, что вузы проиграли финансово, очевидно.

–– Финансовая устойчивость частных вузов базировалась на обучении заочников. Именно от них при минимуме затрат вузы получали максимум дохода, поэтому большинство студентов в частных вузах и обучаются заочно, –– отмечает Владимир Дунаев.

Эксперт напоминает: новая редакция Кодекса об образовании предполагает, что в Беларуси будут лишь два типа учреждений высшего образования — университеты и академии. Меж тем большинство частных вузов являются институтами.

–– Если инициатива будет принята, это станет вполне определенным шагом к ликвидации частных вузов. Идет борьба за студентов между государственными и частными вузами. И первые решают свои проблемы за счет вторых, — считает член Общественного Болонского комитета.

Загадка, как удается выживать частным вузам

Вместе с тем нельзя сказать, что бюджеты частных белорусских вузов прозрачны. Мы о них мало знаем, отмечает эксперт.

–– Для меня вообще загадка, как в существующей ситуации им удается выживать, –– сказал он. –– Здесь есть нечто магическое. Нельзя исключить, что у частной системы образования есть свои покровители, что позволяет выживать.

Светлану Мацкевич также удивляет, что частные вузы вообще выживают.

–– Возможно, позволяет держаться на плаву обучение по специальностям, которых нет в государственных вузах, — полагает эксперт, отмечая, что белорусские университеты не работают в рыночных отношениях, когда существует реальный спрос со стороны работодателя и абитуриента.

— Университеты должны уметь совмещать эти виды спроса и предугадывать количество выпускников и специальности, которые будут нужны на рынке. Именно те, кто смог бы это делать качественнее, и выигрывали бы на рынке образовательных услуг, — считает Светлана Мацкевич.

По ее мнению, прошедшая приемная кампания показала, что потребность в рабочей силе в Беларуси достаточно высока, а человеческого ресурса уже недостаточно.

Проблемы с недобором в частные вузы приведет к тому, что некоторые из них будут закрываться или объединяться. Бизнес будет продаваться, прогнозирует эксперт.

Вместе с тем, отмечает Владимир Дунаев, современные вызовы (демографическая ситуация и низкий уровень подготовки в средней школе) требуют публичной дискуссии о том, как выстроить политику в системе высшего образования. А для соблюдения равенства форм собственности в числе прочего следовало бы принять меры в выравнивании условий в работе государственных и частных вузов, при которых последние будут защищены от дискриминации.

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Источник: «Заўтра тваёй краіны»