Выберите язык

ЕвроБеларусь: Паразитирующая на бюджете тля нацелилась на сочную гроздь: за трудоустройство членов БРСМ организации не будут платить отчисления в Фонд соцзащиты. Но тогда откуда взяться пенсиям?


В октябре в Институте журналистики БГУ состоялось мероприятие БРСМ, посвященное так называемому выстраиванию диалога с властью. Первый секретарь ЦК БРСМ Игорь Бузовский  сделал серию заявлений, одно из которых стало поводом для возмущения в Общественном Болонском комитете. Союз подготовил обращение к главе государства с просьбой позволить работодателям, трудоустроивших членов БРСМ, не платить отчисления в Фонд социальной защиты населения.

34% от заработка — лакомый кусок, который сможет сэкономить работодатель, сделав выбор в пользу идеологически выдержанного выпускника вуза, если обращение получит одобрение сверху. В сухом остатке мы получим дискриминацию молодых специалистов, не пожелавших в студенчестве смотреть на конвульсии культяпок  комсомола, накачанного наркотиком из денег налогоплательщиков.

Если даже в порядке бреда предположить, что все студенты в одночасье, наступив на горло своей индивидуальности и моральным ценностям, табуном поскачут в БРСМ, чтобы получить теплое место после университета, кто будет содержать пенсионеров страны? Генератор идей-горгулий Бузовский из своего бездонного кармана?

Безобразные химеры в королевстве кривых зеркал зачастую обретают очертания «позарез необходимых» государству мер, как то: записать полстраны в тунеядцы, лишить врачебной помощи вернувшихся с подмосковных «шабашек» трудяг или в судебном порядке «отжать» жилье у любителей громкой музыки. Поэтому риск принудительной прививки идеологического штамма еще вполне себе здоровым клеткам организма страны существует.

Оценить степень серьезности ситуации корреспондент Службы информации «ЕвроБеларуси» предложила экспертам в области образования и академических свобод.

Экс-проректор Европейского гуманитарного университета, член Общественного Болонского комитета, профессор философии Владимир Дунаев:

- Мотив заявления Бузовского был таков, что эта мера будет стимулировать предприятия брать на работу молодежь. Это предложение БРСМ пока еще не принято на официальном уровне, но, как мы знаем, очень многие его предложения не являются такими уж неожиданными для власти.

Постановка вопроса сама по себе очень характерна. Проблема не в том, что для молодежи нужны какие-то льготы — наверное, нужны, и это называется «позитивная дискриминация». И такие нормы есть в некоторых странах — очень похожая норма сейчас в Португалии: освобождение работодателей, которые принимают на работу молодых специалистов. Но не членов же политической организации какой-то! Просто молодых работников.

Во Франции есть такая же программа, которая называется «Контракт поколения», в которой предусмотрена льгота в форме 4 тысяч евро в год компенсации для нанимателей, берущих на работу молодежь, инвалидов и людей старшего возраста. В Германии есть похожие программы. И везде эта позитивная дискриминация распространяется абсолютно на всех молодых работников, а не на членов какой-то организации, тем более политической.

Если это обращение БРСМ будет услышано сверху, это будет чревато созданием дискриминационных условий для всех остальных. Поскольку все те, кто не являются членами БРСМ, будут подвергаться дискриминации: их не будут брать на работу, ведь работодателю выгодно не платить отчисления в Фонд социальной защиты.

Работодатели все время ставят вопрос о том, что эти выплаты ослабляют их финансовые позиции, что это плохо отражается на конкурентоспособности беларусского бизнеса, и что справедливо было бы снизить участие работодателя в финансировании Фонда. Это мечта работодателей — платить меньше, а не платить вообще — просто голубая мечта!

А здесь предлагается следующее: раз ты член БРСМ, то работодатель будет заинтересован взять на работу именно тебя. Это создает очень чувствительные льготы. Помимо этого, у нас и так существует система дискриминации в отношении выпускников вузов: одни именуются молодыми специалистами, другие — нет, одни распределяются, другие — нет, и те, кто не распределяется, не имеет льготы первого рабочего места, и никто не заботится о том, чтобы им помочь.

А теперь еще предлагают ввести такую совершенно дискриминационную, унижающую форму стимулирования работодателей путем отмены выплат в Фонд социальной защиты.

В нашей стране любая идеологическая фантазия имеет риск превратиться в реальность, и очень скоро. Тем более, я подозреваю, что руководитель БРСМ не на голом месте произнес эти слова. По всей видимости, какие-то консультации уже были.

И в этой ситуации очень многое зависит от реакции общественности. А реакции на это высказывание практически никакой не было! В конце концов, прошло достаточно времени с 9 октября, чтобы обществу как-то отреагировать на это. Такое впечатление, что ни молодежь, ни родители студентов, ни правозащитные организации никак не заинтересованы в том, чтобы обеспечивать равное право на труд для выпускников вузов и, думаю, также и колледжей. Вот это удручает!

Подобного рода предложения, конечно, могли бы встретить и соответствующею негативную оценку и сильные протесты. Но этого не произошло. Такое впечатление, что наше общество в очередной раз проглотило чудовищную, с точки зрения общепринятых норм защиты прав человека, фантазию. И эта фантазия грозит стать реальностью.

Кроме буквальной констатации факта я не встретил никакой реакции, вот это — самое печальное. В конечном счете, любая организация может позволить себе фантазировать сколько угодно и, желая поощрить своих членов, выдвигать какие угодно проекты.

Но задача гражданского общества — стоять на страже интересов и прав своих членов. От этой реакции зависит, воплощаются ли в жизнь такие фантазии. Слово «фантазии» я употребляю условно, поскольку здесь они не являются случайно пришедшими на ум руководителю БРСМ словами.

На эту тему Общественный Болонский комитет планирует провести круглый стол. Пока не определились с точной датой, но он состоится в ноябре. И будем рады пригласить всех, кто готов как-то прояснить ситуацию, включая представителей студенческих организаций, и очень было бы интересно услышать мнения представителей Министерства труда и соцзащиты, профсоюзов и, естественно, правозащитных организаций.

Координатор юридической консультации МПГ «Студэнцкая Рада» Марина Штрахова:

- Мое отношение, равно как и отношение моей организации, к этой ситуации негативное. Во-первых, это способ продвигать таким образом вступление студентов в БРСМ. Во-вторых, получается, что работодатели, зная о возможности льготы, начнет спрашивать у работников, вступили ли они в БРСМ. И всю молодежь будут «настоятельно просить» вступить в БРСМ, потому что нанимателям выгодно не платить налог. Привилегии — для одних, дискриминация — для других.

Кроме того, отчисления в ФСЗН обеспечивают пенсию человеку в будущем и выплату различных пособий. И с таким успехом сложится ситуация, что за членов БРСМ, которые у него работают, работодатель платить не будет, зато они будут получать потом пенсии и социальные выплаты за счет взносов других людей.

С юридической точки зрения, мне непонятно, почему привилегия дается какой-то отдельной организации. От взносов в ФСЗН обычно не освобождают. И, тем более, освобождать по такому критерию, совсем неправильно.

Представители БРСМ и Бузовский, в том числе, говорят достаточно много разных вещей: и что студентам очень нравится распределение, и что нужно его еще больше увеличить его сроки. Но насколько на это реагируют вышестоящие чиновники? Не могу вспомнить, чтобы Бузовский сказал, а на следующий день это уже было введено.

Поэтому не знаю, как отреагируют на это его заявление…

Но с учетом того, что эти взносы в ФСЗН обеспечивают пенсию, а с учетом демографической ситуации пенсионеров все больше, а молодежи все меньше, кто будет наполнять фонд, если вся молодежь до 31 года резко вступит в БРСМ? Откуда государство возьмет деньги на пенсии, если за молодежь не будут платить взносы? Мне очень сложно представить.

На это высказывание Бузовского мы не дали никакой реакции потому, что оно прошло мимо, я была очень завалена делами. Среагировать, конечно, надо. Я хочу задать этот вопрос Бузовскому.

Член Общественного Болонского комитета, юрист и правозащитник Олег Граблевский:

- У меня это заявление кроме смеха ничего не вызывает. Если мы посмотрим на те предложения, которые были высказаны так называемым БРСМом 9 октября, то не делать отчисления в ФСЗН прозвучало в ряде других совершенно диких предложений, типа: а давайте назовем улицу именем БРСМ, а давайте мы в армию не пойдем!

Поэтому серьезно рассматривать это заявление невозможно. Но, учитывая тот факт, что в нашей стране бывают всякие прецеденты, и что поголовно всех работников госпредприятий до 30 лет записывают в БРСМ (за исключением тех, кто поинтересовался и отказался), вполне возможно, что это просто попытка ухода от налогов государственных организаций.

Вполне возможно, что этой инициативе дадут ход. Но я же не тот человек, который сидит в Дроздах и думает о будущем БРСМ: стоит ли их работодателям платить 34% от заработка или нет? На мой взгляд, это дико. Я не знаю, в каком кошмарном сне могло присниться не платить взносы в Фонд социальной защиты населения…

А что будет с пенсиями? Кто этим людям потом будет платить пенсии? Или они, как революционеры, будут думать только о том, что стране нужен хлеб?

Кроме разрушений, не было никаких плодов у БРСМ. Единственная мирная инициатива — сделать стройотряды. И то — смешно, игра какая-то… Мне кажется, что никто уже внимания даже не обращает на заявления БРСМ. Чем они обосновывают то, что не должно быть отчисления в ФСЗН? Тем, чтобы была мотивация первого рабочего места по признаку членства в БРСМ. Но мы же знаем, что у нас может быть только первый рабочий срок — распределение, контракты. А если предприятие рабочее, ему наоборот интересно платить все взносы, чтобы всем было хорошо.

Елена Борель

Источник: ЕвроБеларусь

FaLang translation system by Faboba