Выберите язык

Свободные новости: В Беларуси образование с каждым годом — нет, с каждым семестром стремительно растет в цене. Причем речь вовсе не о знаниях — с этим как раз проблематично.


Неумолимо поднимается расчет с государством, по сути за формальность — диплом. Который, однако, вовсе не обеспечивает выпускникам золотое будущее.

А вот в Эстонии два года назад высшее образование на языке титульной нации стало полностью бесплатным. Как это отражается на качестве знаний студентов? Могут ли они быть уверены в своем завтрашнем дне?

Когда в Минске, Могилеве, Гомеле, Барановичах — по всей стране — граждане требуют вынести проблему платности и качества образования на «Народный референдум» (cейчас более 60 процентов студентов учатся за свой счет), чиновники всех уровней и мастей талдычат одно и то же: нет денег, откуда их взять?

Аарни Вэедла

Дублирую вопрос советнику Партии реформ Аарни Вэедла.

— Что означало то решение парламентариев? Это — государственный заказ на увеличение квалифицированных специалистов. Ведь мы маленькая страна, без особых природных ресурсов, следовательно, принципиальное значение имеет наращивание качества. Прежде всего — кадров. Если их знания, база профподготовки на современном уровне, они куда проще адаптируются в стремительно меняющихся условиях, предлагают и реализуют идеи, которые вытягивают экономику. К тому же принципиальное увеличение поддержки вузов не потребовало обрезания других позиций в бюджете республики: в 2012-м рост нашей экономики был лучше, чем в Китае, Индии. Мы фактически идем сегодня путем Гонконга, Макао, Кореи… Во многом благодаря именно профессионализму управленцев, рабочих, специалистов, политиков…

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что молодым эстонцам открыты двери в европейские университеты. Государство понимало: большинство из тех, кто уедет из родной страны, вряд ли скоро в нее вернется… Вот и еще один серьезный мотив для бесплатного образования: остановить вымывание мозгов. Кстати, упор на эстонский язык объяснялся среди прочего и такой логикой: а зачем нам оплачивать подготовку специалистов для соседней России? Ну и в целом общественное мнение было против коммерциализации высшей школы: если в Финляндии средняя зарплата 3 000 евро, а тут, в Эстонии, 1 000 евро, то надо разворачивать серьезные социальные программы! Почему, спрашивали люди, в Англии и Германии обучение не опустошает карманы налогоплательщиков? В общем, эксперты поддержали политиков и граждан.

Ясно, что подобного рода новация нашла самый позитивный отклик среди молодежи. Но не спровоцировала ли финансовая доступность образования выстраивание очередей за дипломами? Беседуем с шефом популярной тартусской газеты «Postimees» Вахуром Кальмре:

Вахур Кальмре

— Люди разные — есть и упертые «корочники». Но в целом давно уже появилась возможность понять: для успеха вовсе не обязательно тратить пять лет на университет. У нас все чаще поступают так: учатся в университете три года, получают, что называется, общее высшее образование, а специализацией овладевают в техникумах. Раньше в городе их было три, а теперь слились в один, в нем больше тысячи студентов… Народ смекнул: предлагаемые там специальности более конкурентоспособны на рынке труда.

— Вы как редактор газеты довольны работой журфака?

— В целом да, высокое качество подготовки специалистов — традиция нашей высшей школы. Но после бакалавриата молодежь к серьезному участию в профессии не готова: учиться все же надо пять лет.

Представитель проекта Study in Estonia Димитрий Миронов согласен:

Димитрий Миронов

— Трехлетний бакалавриат готовит прежде всего к поступлению в магистратуру, а не к выходу на рынок. Однако уже несколько лет назад даже на нем ввели обязательную практику. Для всех программ, включая выборный факультативный курс. Говоря о профессиональной подготовке студентов, уместно напомнить и о том, что во время их обучения минимум половина предметов должна быть по специальности.

Нельзя не затронуть также и систему стартапов — иначе говоря, начинающих компаний. Если ты, например, учишься на экономическом факультете, то логичным считается начать свое дело уже на первых курсах. Для чего в том же Техническом университете отведен целый корпус: вот помещение, техника, вот преподаватели, которые помогут развить идею, подсказать, где найти деньги… Подготовился — регистрируйся: по ID-карте через интернет максимум за 20 минут ты оформишь свое первое дело…

Продолжаем разговор с редактором тартусской газеты Вахуром Кальмре:

— О каких болевых точках высшего образования говорят читатели?

— Например, о том, что в нашем университете много гуманитарных, непрактичных специальностей. Так, ежегодно 10—15 человек учатся испанскому. А куда они затем пойдут искать себя? Или, скажем, в Тарту очень популярна семиотика. Да, замечательная наука, родилась в нашем городе, но где устроиться молодому человеку с таким дипломом?

Следует заметить, что эта проблема — в центре внимания как учебных заведений, так и министерства: оно стремится разместить заказ именно на те специальности, в которых страна действительно нуждается. Но в одночасье такие вопросы не снять. И все же подвижка налицо. Например, когда появляется спрос на не массовые, однако необходимые профессии, вузы находят средства для обучения студентов за рубежом.

Говорит Димитрий Миронов:

— Студенты имеют право работать параллельно с учебой, после окончания университета им дается полгода для того, чтобы найти работу на родине. Проще всего в этом смысле представителям специальностей, связанных с инфотехнологиями: они начинают трудиться практически с первого курса.

Кстати говоря, в Эстонии нет обязательного распределения. Но благодаря, в частности, тому, что на предприятиях создают хорошие условия труда и отдыха, улучшается содержание социального пакета, набирает силу тенденция оставаться работать дома, а не искать счастья в Европе. Ну, а среди уехавших очень много тех, кто готов вернуться назад, если находится дело.

Так вот обычный диплом в одной из самых маленьких стран Европы начинает «золотеть»…

Александр Улитенок

Источник:  Свободные новости

FaLang translation system by Faboba