Выберите язык

naviny.by: «У нас вузы — это черный ящик, то есть там что-то происходит со студентом в течение пяти лет, а в результате уровень подготовки не соответствует требованиям рынка труда. В таких условиях ужесточение на уровне приема вообще бессмысленно, белорусские вузы могут только лишиться студентов», — сказал Андрей Лаврухин.


Александр Лукашенко согласился на изменения в правила приема в вузы с 2017 года. Для чего нужно менять правила?

Абитуриентам будет легче выбирать между близкими специальностями

По итогам совещания 3 мая глава государства в целом одобрил предложенные изменения и дополнения в правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования.

Период действия сертификата ЦТ увеличится до двух лет, а количество резервных дней централизованного тестирования — до трех.
Абитуриенты получат возможность сдавать ЦТ по четырем предметам при поступлении в вузы и по трем — поступая в ссузы. При этом при поступлении в вуз необходимо будет предъявлять результаты трех тестирований, при поступлении в ссуз — двух.

Как отметил министр образования Михаил Журавков, одобренная новация облегчит выбор абитуриентов между близкими специальностями, при поступлении на которые нужно сдавать разные предметы в качестве вторых профильных.

Элитарность или массовость?

«Высшее образование не должно быть массовым в отрицательном смысле этого слова, необходимо, чтобы оно оставалось элитарным», — убежден Александр Лукашенко. Элитарность в отношении высшего образования подразумевает достаточно высокий уровень подготовленности абитуриентов. В Беларуси же в последние годы стать студентом (даже на бюджете) можно, набрав на ЦТ самый минимум. Особенно если речь идет о региональных вузах, хотя и в столичных высших учебных заведениях по некоторым специальностям есть дефицит абитуриентов.

Тенденция нехватки студентов стала очевидной в ходе вступительной кампании 2013 года. В последующие годы требования для поступающих постепенно смягчались — снижались минимальные баллы для участия в конкурсе, вводился дополнительный набор на некоторые специальности.
В прошлом году попытались как-то уменьшить поток троечников на студенческую скамью, ввели понятие «профильный предмет» при поступлении, увеличили по нему баллы в сравнении с непрофильными. Однако все эти усилия не дали плодов, ведь в школе лучше учить не стали.

Эксперт в сфере образования, в недавнем прошлом глава сената ЕГУ Павел Терешкович считает, что массовое высшее образование — это нормально.

«Элитарное высшее образование — признак ушедшей эпохи, индустриального общества. Сейчас мы живем в постиндустриальную эпоху, когда люди все больше заняты в сфере услуг. И задача высшего образования — обеспечить экономику необходимыми кадрами», — отметил Терешкович в комментарии для Naviny.by.

Элитарное высшее образование, сказал Павел Терешкович, дают отдельные вузы небольшому количеству студентов. Если рассматривать нашу систему образования в мировом контексте, то таких университетов в Беларуси нет. Если говорить об отечественных вузах, которые пытаются давать элитарное образование, то Павел Терешкович упомянул БГУ, Лингвистический университет, некоторые факультеты БНТУ и отечественные медуниверситеты.

«Для элитарности надо вводить жесткий отбор и высокие требования при поступлении. В том, что в Беларуси в массовые вузы поступают абитуриенты с низкими баллами, нет ничего страшного, это реалии массового образования. Однако в случае, если речь идет о социально значимых специальностях, педагогических, например, то снижение уровня педагогов закладывает бомбу под всю систему образования», — отметил Павел Терешкович.

Одним только введением ограничений при поступлении проблема не решается. Необходимо вести речь о повышении социального статуса (и зарплат как материального фактора) школьных учителей и преподавателей вузов.

«Даже при существующих экономических реалиях надо грамотно расставлять приоритеты. Вкладывать в интеллект — это хороший выход для Беларуси. Когда я слышу об огромных инвестициях в сельское хозяйство, радуюсь. Однако меня больше радовали бы не счастливые коровы, которых нам часто показывают по телевизору, а счастливые педагоги, школьники и студенты. Если бы власти вкладывали не в убыточные производства, а в сферу образования, это была бы другая страна», — подчеркнул Павел Терешкович.

Правила поступления меняют, чтобы удержать молодежь в стране

Меры, которые планируют предпринимать теперь, не имеют отношения к улучшению качества образования, отметил в комментарии для Naviny.by эксперт Общественного Болонского комитета, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) Андрей Лаврухин.

Он считает, что цель изменений в правилах поступления в вузы — удержание в стране белорусской молодежи.

Демографическая ситуация стала причиной значительного сокращения набора в вузы, особенно пострадали частные институты. Если в 2011 году на начало года в Беларуси было 446 тысяч студентов, то на начало 2015/2016 учебного года — уже 336,4 тысячи.

Любопытно, что снижается количество первокурсников, обучающихся за счет бюджета — в 2014 году их было 27 200, а в 2015-м — 26 920.
«Количество абитуриентов сокращается год от года, и этот процесс будет продолжаться. С одной стороны, он связан с демографической ситуацией, а с другой, с тем, что абитуриенты уезжают на учебу в Российскую Федерацию. По официальным данным, на 13 белорусских студентов, которые обучаются в России, приходится один россиянин, который обучается в Беларуси. Поступление в вузы России оказывается в силу ряда причин проще для белорусских абитуриентов. Цена обучения в ведущих российских вузах высокая, но в небольших городах она приемлемая, особенно в связи с падением курса рубля к доллару», — сказал Андрей Лаврухин.

При этом в российские вузы граждане Беларуси могут поступать на бюджет, а рынок труда этой страны гораздо более емкий, что позволяет трудоустроиться с большими шансами, чем на родине, отметил Андрей Лаврухин.

«Можно усложнять или упрощать требования к абитуриентам, завышать или занижать проходные баллы для участия в конкурсе. Но это всё вторичные факторы, — считает эксперт. — Гораздо важнее то, смогут ли студенты после получения диплома найти работу».

«У нас вузы — это черный ящик, то есть там что-то происходит со студентом в течение пяти лет, а в результате уровень подготовки не соответствует требованиям рынка труда. В таких условиях ужесточение на уровне приема вообще бессмысленно, белорусские вузы могут только лишиться студентов», — сказал Андрей Лаврухин.

В усложнении правил поступления не заинтересованы и вузы, так как при действующей сейчас системе финансирования объем получаемых вузом денежных средств из бюджета напрямую зависит от количества студентов. В том числе и поэтому в вузах даже слабых студентов предпочитают тянуть, чем исключать.

«Практика показывает, что вузы опасаются исключать студентов за неуспеваемость, платников особенно, значит, им это невыгодно. Однако происходящее не имеет никакого отношения к качеству образования и приведению его в соответствие с требованиями рынка труда», — подытожил Андрей Лаврухин.

В любом случае, ценность белорусского диплома о высшем образовании за последние годы значительно девальвировалась, а само высшее образование превратилось в своего рода социальный проект.

Елена Спасюк, naviny.by