Bel.biz: Насколько существующая в Беларуси система образования сочетается с требованиями рынка труда? В связи с переходом от дефицита работников к дефициту рабочих мест, механизм распределения выпускников становится не благом, а прикрытием неэффективной системы образования в Беларуси.
Владимир Дунаев: Распределение студентов в Беларуси становится абсурдом
В мае 2015 года Беларусь приняли в Болонский процесс. При этом Беларусь обязалась приблизить свою систему образования к общеевропейским нормам, выполнив к 2018 году требования так называемой Дорожной карты. Этот документ содержит 7 конкретных пунктов реформирования, и самый первый из них относится к совершенствованию национальной системы квалификации.
Это инструмент гармонизации системы образования и рынка труда. Учёт не просто образовательной «корочки», но полученных компетенций. Именно это сейчас самый острый и важный аспект реформирования системы высшего образования в Беларуси, считает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев. Решая этот вопрос, нужно серьёзно переосмысливать и существующую систему распределения выпускников бюджетной формы обучения.
Владимир Дунаев: «Вопрос о распределении становится очень болезненным, потому что государство не в состоянии исполнять свои обязательства. Мы перешли от ситуации дефицита кадров к дефициту рабочих мест для выпускников вузов. В таких условиях распределение становится абсурдной вещью».
Многие молодые специалисты не востребованы работодателями, потому что компетенция выпускников не соответствует запросам рынка труда. В условиях дефицита кадров этим можно пренебрегать, но при экономическом кризисе и недостатке рабочих мест требования к специалистам становятся более жёсткие.
Владимир Дунаев: «Наша система образования не ориентирована на компетенции. Пока она абсолютно изолирована от требований рынка труда, им [чиновникам системы образования] всё равно или почти всё равно, что на этот счёт думают работодатели».
Самое страшное, что система не замечает всю остроту этой проблемы. Просто потому, что цифры «наверх» поступают приукрашенными.
Статистику улучшают шантажом и угрозами
Система распределения выпускников всё больше превращается в фикцию. Правительство принципиально не желает отказываться от механизма, полученного в наследство с советских времён. Если на бумаге фиксируется большое число выданных справок о свободном трудоустройстве, значит, существующая система образования не соответствует потребностям рынка труда, и её нужно менять. Это не вяжется с тезисом Лукашенко и других чиновников о том, что система высшего образования в стране не нуждается в реформах.
Кристина Мурашёва: «Если ранее пробелами в законодательстве пользовались студенты, то теперь ими начали пользоваться вузы».
Чтобы приукрасить ситуацию, Министерство образования доводит до руководства университетов, что как можно большее число выпускников должны быть распределены. Ректорат, в свою очередь, давит на деканов, те – на руководителей кафедр. В конце беспощадной вертикали, работающей на отчётные цифры, а не на реальный результат, оказываются беззащитные студенты.
С тем, чтобы отчёты «наверх» выглядели более привлекательными, в отсутствие заявок с предприятий, университеты всеми правдами и неправдами вынуждают выпускников приносить собственные заявки. Самый безобидный вариант улучшить статистику – это просто просить студентов об этом.
«Минский колледж связи говорит, мол, приносите фиктивные заявки, хоть от индивидуального предпринимателя. Зачем? Для того, что закрыть статистику», – рассказывает Кристина Мурашёва, эксперт программы «Распределение» и председатель Братства организаторов студенческого самоуправления (БОСС).
Кристина Мурашёва, председатель БОСС
Второй год БОСС проводит юридические консультации для студентов на тему распределения. С начала этого года за правовой помощью обратились около 200 учащихся как из Минска, так из регионов. Студенты рассказывают, что порой администрации учебных учреждений не гнушаются прибегать к неприкрытому давлению и манипулированию.
Кристина Мурашёва: «Случается, администрации университетов грозятся парням армией, но обычно угрожают возмещением финансовых средств, затраченных на образование, через суд. Но это возможно лишь в случае отказа от распределения. Если же сам факт распределения не состоялся, то о каком суде может идти речь? То есть, это пустые угрозы. Но мы зафиксировали неоднократные случаи такого давления».
Выходит, что учащимся не только не разъясняют их права, но и сознательно вводят в заблуждение. Новинка этого года – растягивать сроки предоставления заявок на распределение.
Кристина Мурашёва: «Комиссии по распределению принимают решение продлить срок предоставления заявок. Но законно ли это? По законодательству, решение должно быть принято за два месяца до выдачи диплома. Более того, в Высшем государственном колледже связи выпускникам выдали диплом, и уже после выдачи говорят: приносите заявки!»
Не новый, но популярный способ «закрыть дырки» – распределять выпускников, исходя из чрезмерно широкого толкования полученной специальности, не учитывая специализацию.
Кристина Мурашёва: «Выпускников архитектурного факультета БНТУ распределяют преподавателями черчения либо на кафедру самого университета. Выпускников инженерных специальностей, а они очень разнообразные – инженер по охране труда, инженер-проектировщик – иногда распределяют исходя из самого общего профиля. В процессе распределения администрации почему-то забывают про справочник специальностей, либо просто его игнорируют».
«Только 8% выпускников отвечают требованиям бизнеса»
Компетенции большинства выпускников белорусских вузов не соответствуют требованиям бизнеса, уверен Александр Мудрик, директор по персоналу Группы компаний «Алютех». И «большинство» – это мягко сказано. По оценкам специалиста, лишь 8% выпускников приближены к требованиям бизнеса.
Александр Мудрик: «Это те, кто в вузы шли осознанно, выбирали профессию взвешенно и не разочаровались в ней в процессе учёбы. Это те, кто во время учёбы показывал высокие результаты по текущей успеваемости, читал дополнительную бизнес-литературу, посещал бизнес-тренинги и дополнительно учился на бизнес-курсах. Это те, кто использовал различные виды учебной практики не как возможность потусоваться и дополнительный вид отдыха от учёбы, а как возможность приобрести практикоориентированные знания, навыки и умения».
В прошлом году Александр Мудрик победил на конкурсе «HR-бренд 2015» в номинации «HR-персона года». Фото: zis.by
Система высшего образования в Беларуси, по мнению Александра Мудрика, чрезвычайно инерционна, консервативна и преследует совершенно другие цели, которые отличны от целей бизнеса. Претензия эксперта к экономическим специальностям, в частности, – преждевременное определение специализации.
Александр Мудрик: «Не проще ли предоставить всем одинаковый, фундаментальный, системный, максимально охватывающий, объём знаний по экономике в течение первых трёх-четырёх лет учёбы в вузе и только на последнем курсе дать узкую специализацию? Причём, специализацию с учётом потребностей в специалистах у реальных работодателей (государственных и негосударственных), с возможностью прохождения практики и стажировки на конкретную должность».
Привилегия для «платников» превращается в дискриминацию
В новых экономических реалиях система распределения в существующем виде ещё и дискриминирует студентов, обучающихся за свой счёт, считает Владимир Дунаев.
Владимир Дунаев: «Выпускники вузов делятся на две категории: обучающиеся за счёт бюджета и подлежащие распределению, и те, кто учатся за свой счёт. Они, согласно действующему законодательству, не имеют статуса молодых специалистов. Во времена дефицита кадров эта ситуация воспринималась как некая привилегия для «платников». Сегодня же это становится дискриминацией».
Действительно, студентов, обучающихся за счёт бюджета, ранее могли (да и сейчас могут, но заявок намного меньше) без учёта их пожелания распределить на предприятие в глубинку. «Платники» избегали такой участи, и выпускники многих специальностей воспринимали это как хорошую возможность самостоятельно найти лучшее место работы.
Но теперь, когда работу белорусской молодёжи найти намного труднее, выпускники-бюджетники некоторых специальностей оказываются в лучшем положении: есть шанс получить хоть какое-то первое место работы. Тем временем тысячи выпускников-платников после окончания университета могут месяцами безуспешно искать работу по специальности. Такие дела.
Андрей Елисеев, Bel.biz