Testimonials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Sandro Rosell
FC Barcelona President

Сначала студенты загораются оптимизмом, а затем наступает разочарование – дремучими и неповоротливыми институтами.

В 2019/2020 учебном году под распределение попадали около 19 тыс. специалистов с высшим образованием, 18 тыс. со средним специальным и 23 тыс. рабочих с профтехобразованием. Однако эпидемия COVID-19 сделала процесс распределения, и так не совсем прозрачный, еще более закрытым.

Георгий Громов, Беларуская Праўда


Юрист, эксперт в вопросах распределения и трудовых прав молодых специалистов, руководитель проекта Распред.бай Кристина Рихтер отмечает, что сбор заявок от организаций осуществлялся ещё до пандемии COVID-19, поэтому существенных изменений в самой процедуре не произошло. Если, конечно, не считать изменениями, что уже с марта 2020 учебные заведения перешли на дистанционное обучение, а вместе с этим перевели в режим онлайн и иные административные процессы. Поэтому в некоторых университетах в дистанционном формате проведено заседание комиссии по распределению и таким образом приняты решения о распределении выпускников.

Эксперт Общественного Болонского комитета Кристина Рихтер по просьбе Беларускай праўды прокомментировала основные тенденции коронавирусного распределения выпускников.

-В нынешнем году многие комиссии по распределению работали дистанционно, поэтому итоговая информация практически не доступна. Из-за коронавируса многие процессы сместились в онлайн-пространство, поэтому делать конкретные выводы пока преждевременно. Министерство образования пока не публиковало сведения о распределении. Официальной статистики по принятым решениям о распределении выпускников на данный момент не опубликовано, однако можно предположить, что она будет вновь существенно завышена и приближена к 100%, – говорит юрист. – А с точки зрения своих клиентов могу сказать, что в нынешнем году было менее суперпроблемных ситуаций, которые требовали юридического вмешательства.

Значит ли это, что эпидемия коронавируса сделала и так непрозрачный процесс распределения более закрытым?

-Такой вывод я бы сделала. И так порядок принятия решений не всегда был прозрачным, потому что есть перечень критериев при распределении, но их применение остается не до конца понятным. А сейчас, в условиях дистанционной работы комиссий, все гораздо сложнее: приняли решение – и уведомили, – отмечает Кристина Рихтер.

Значит, поиск будущей работы в 2020 году был возложен на самих выпускников?

-С одной стороны, университеты стараются переложить эту заботу на выпускников. А с другой стороны. Большинство выпускников заинтересованы прямо быть включенными в процесс распределения: зачем идти на убыточное предприятие, если можно поработать в успешной частной фирме? Студентам самим приходится искать работу, отмечает эксперт. – Однако коронавирус очень осложнил для самих выпускников самостоятельный поиск работы. Многие организации оказались на грани выживания и это повлияло на кадровую политику.

Удовлетворил ли нынешний выпуск вузов спрос рынка труда?

-К сожалению, рынок труда никак невозможно измерить: в какой-то сфере спрос удовлетворен, в какой-то нет. Контингент, с которым я сейчас работаю, – выпускники, которые не могут найти достойную работу. К сожалению, я не могу утверждать, что проблемность распределения уменьшилась, равно как и говорить об обратном. Во многих университетах распределение прошло дистанционно, многие выпускники просто выключены из самого процесса – все прошло тихонько и без лишних возмущений. Думаю, к 1 августа ситуация прояснится и станет понятно, что фактически произошло. Я могу отметить пиковые точки, когда выпускники обращаются к нам: октябрь-ноябрь, когда студентов готовят к поиску работу, март-май, когда проходят заседания комиссий, а следующий этап – начало августа, – констатирует Кристина Рихтер.

Как в целом выпускники вузов относятся к распределению?

-Я спрашивала ребят, которые приходили ко мне на консультации: необходимо распределение или его нужно упразднить? Первые курсы студентов настроены оптимистично: распределение нам очень нужно, потому что эта процедура гарантирует после окончания университета место работы, о котором не нужно будет заботиться самому. Более старшие курсы понимают, как работает университетская система, общаются с выпускниками и понимают: при распределении им ничего хорошего не предложат. Сначала брызжет оптимизм, затем наступает разочарование – дремучими и неповоротливыми институтами.