Mobile menu (ru)

Testimonials

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.
Sandro Rosell
FC Barcelona President

Главным итогом 2021 г. было утверждение новой редакции Кодекса об образовании, который должен был создать основу для проведения болонских реформ.

К позитивным изменениям можно отнести появление в Кодексе - после более чем 10 лет обещаний - нормы о приложении к диплому «Diploma Supplement» в соответствии с общеевропейским образцом. Это единственное  болонское обязательство, которое выполнено почти полностью.

Структура высшего образования так и не адаптировала трехступенчатую  болонскую архитектуру. Несмотря на попытки Минобра в недалеком прошлом включить аспирантуру в систему высшего образования, закрепить это в Кодексе не удалось.  Нет подвижек и с закреплением такого болонского инструмента, как ECTS. Без этого ни международная мобильность, ни курсы по выбору и индивидуальные образовательные траектории не имеют гарантированной основы.  Никакой подвижки в имплементации независимой системы обеспечения качества образования в Кодексе также  нет. Более того, вместо обещанного независимого  от Минобра агентства контроля качества  была создано  «Национальное агентство по обеспечению качества образования», еще более зависимого от министерства.

Социальное измерение высшего образования так и не обогатилось ни обновленной системой содействия трудоустройству выпускников, ни инструментами инклюзивности.  Система распределения только укрепилась и расширилась. Она уже вышла за границы бюджетного студенческого контингента. Кодекс также  фактически закрепляет очень узкое понимание инклюзивности, ограниченное кругом людей с инвалидностью. Важнейшая цель образовательной политики – обеспечение доступности высшего образования для  всех уязвимых групп населения -  как-то демонстративно исчезла из стратегических документов. Ее нет в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. Нет и в Кодексе. 

В части академических ценностей было бы трудно ожидать какого-нибудь прогресса. Среди принципов государственной образовательной политики не нашлось по-прежнему места для: сохранения, распространения и развития национальной культуры; автономии учреждений образования и академической свободы; социального партнерства в образовании. Зато значительно усилен репрессивный механизм образовательного законодательства. В Кодексе появились статьи, преследующие любое проявление протеста, повторно наказывающие или ограничивающие в правах тех, кто уже наказан в административном или уголовном порядке. В образовательной политике доминируют задачи построения альтернативного ЕПВО  пространства, ориентированного на интеграцию с восточными соседями, разделяющими с Беларусью общие политические императивы и  скептицизм относительно европейских академических ценностей. Построение своей  несовместимой с ЕПВО  системы государственного  идеологического и административного доминирования в системе образования меняет смысл даже тех немногочисленных болонских инструментов, которые формально  уже были  закреплены в законодательстве.

Полный текст отчёта доступен к скачиванию, некоторые разделы приведены ниже.

4. Инструменты обеспечения прозрачности (открытости)

4.1 «С 2013 года Республика Беларусь внедряет систему национальных кредитных единиц на основе ECTS. Учитывая это, к 2020 году будут приняты меры для внедрения этой системы в соответствие с пересмотренным «Руководством пользователей ECTS».

По сравнению с ранее действовавшим Кодексом 2011 (Статья 89. Образовательный процесс) в Кодексе 2022 в п. 4 Статьи 81. Образовательный процесс предусматривается, что  «4.Для определения структуры образовательных программ высшего образования, образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательных программ переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, и трудоемкости их освоения применяется система зачетных единиц (кредитов) и может применяться система академических часов.»

Также в абзаце 3 указанной статьи дается определение зачетной единицы (кредита), – «Зачетная единица (кредит) – числовой способ выражения объема учебной деятельности студента, слушателя, курсанта в процессе аудиторной работы, самостоятельной работы, практики, стажировки.». Однако она не в полной мере соответствует ECTS Users' Guide 2015, т.к. не содержит соотнесения с результатами обучения.

Сложно оценить выполнение этого пункта Стратегического плана, т.к. по состоянию на конец 2021 года в республике действует Инструкция по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования с использованием системы зачетных единиц (далее – Инструкция), утвержденная Министром образования Республики Беларусь 06.04.2015 г. Новой редакции либо утвержденных изменений Инструкции в соответствии с Руководством пользователя ECTS 2015 на сайтах МО, Болонского процесса РИВШ, в ином публичном доступе не найдено, как нет и информации о совершенствование правового обеспечения национальной системы зачетных единиц.

В том числе и Кодекс 2022 не обеспечивает в полной мере выполнение обязательств по имплементации такой системы зачетных единиц (кредитов), которая соответствует ECTS Users' Guide для целей конструирования и реализации учебных планов и для целей деверсификации и развития академической мобильности.

4.2 «Особое внимание будет уделяться результатам обучения, составлению учебных планов и их реализации, а также оценке и возможностям реализации программ академической мобильности. Этот процесс будет основываться на результатах проекта Erasmus+ «Развитие компетенций в высшем образовании Беларуси (FOSTERC)», проект Ref. 574087-EPP-1-2016-1-ES-EPPKA2-CBHE-SP.»

Согласно информации, представленной на сайте http://edustandart.by/, в Беларуси в 2020 и 2021 гг. продолжалась подготовка и утверждение новых образовательных стандартов и учебных планов поколения 3+ для I и II ступеней высшего образования, включающих компетентностный подход и результаты обучения, проводилось усовершенствование макетов образовательных стандартов и обсуждение проектов указанных учебно-программных материалов, размещенных на данном сайте (ссылка). Однако прослеживается несогласованность используемой терминологии в НРК, в макетах образовательных стандартов, а теперь еще и в Кодексе 2022.

Были также подготовлены Перечни универсальных компетенций для высшего образования I ступени и магистратуры (ссылка, 14.12.2020), однако без реквизитов официального утверждения.

В соответствии с п.1.4. Рабочего плана 2020 был разработан проект Методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования», которые должны регулировать порядок использования профессиональных стандартов при разработке образовательных программ высшего образования  (ссылка). До настоящего времени данный документ не утвержден.

Подготовлен проект Методических рекомендаций по оценке и учету результатов обучения для учреждений высшего образования, который будет   регулировать порядок оценки и учета результатов обучения при переводе и восстановлении, выходе из академического отпуска, зачислении для получения второго и последующего высшего образования, академической мобильности. Впервые в документе появляется   разработка персонифицированного (т.е. индивидуального) учебного плана, определяющего индивидуальную траекторию освоения содержания основной образовательной программы по специальности для конкретного обучающегося (ссылка, 21.04.2020 г.). Утвержденного документа  на сайтах МО, Болонского процесса РИВШ, в ином публичном доступе не найдено.

Таким образом, можно отметить, что деятельность по выполнению обязательств Стратегического плана пока в основном носит проектный характер без утверждения и введения в действие регламентирующих документов. А результаты этой работы не находят своего выражения в законе, а чаще противоречат нормам новой редакции Кодекса об образовании.

4.3 «Будет разработана правовая база для выпуска бесплатного и многоязычного Diploma Supplement в формате, утвержденном Советом Европы, Европейской комиссией, ЮНЕСКО (также в цифровом формате) для всех студентов.

 «Международным экспертам / консультантам, в том числе Всемирным банком, будет предложено сообщить о внедрении перехода к цифровому Diploma Supplement.»

Абзац второй пункта 14 Статьи 90. «Документы об образовании» Кодекса 2022 предусматривает, что «С дипломом бакалавра, дипломом магистра выдаются приложения к дипломам в соответствии с общеевропейским образцом «Diploma Supplement», которые без соответствующего документа об образовании недействительны.»

Абзац второй пункта 15. Статьи 90. Документы об образовании указывает, что «Приложения к диплому бакалавра, диплому магистра в соответствии с общеевропейским образцом «Diploma Supplement» оформляются на белорусском, русском и английском языках.»

Так что в Кодексе 2022 обязательства по обеспечению выдачи Diploma Supplement частично исполняется. Но автоматическое и бесплатное получение Diploma Supplement в Кодексе не гарантируется.

Что касается разработки и внедрения общеевропейского приложения к диплому (Diploma Supplement), то, согласно ранее представленным планам и отчетам, велась работа совместно БГУ, РИВШ и др. Однако видимых результатов этой работы зафиксировать не удалось: ни проекта, ни предложений по формату макета многоязычного приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement), в том числе, в цифровом виде, ни концепции на сайтах МО,  Болонского процесса РИВШ, в ином публичном доступе не найдено.

7. Фундаментальные ценности ЕПВО

В 2018 г. на Министерском саммите в Париже был принят предложенный беларуским Министерством образования Стратегический план действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования, который намечал новый график выполнения обязательств по реформированию высшей школы, в том числе,  в части имплементации фундаментальных академических ценностей.

Поскольку годовой рабочий план реализации Стратегического плана в 2021г. не содержал  пунктов, которые можно было бы соотнести с измеримыми индикаторами выполнения обязательств 6 раздела Стратегического плана, то итоги 2021 года можно оценить только по приближению к решению  базовых задач Стратегического плана.

Из таких задач, заявленных в 2018 году, один пункт формально был выполнен. В Стратегическом плане содержалось обязательство, которое в английском варианте обозначалось как  установление процедуры номинации кандидатов на пост ректора УВО на конкурсной основе (Статья 203 проекта Кодекса об образовании Закон Республики Беларусь 154-З от 14 января 2022г. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 ) В русском варианте смысл этого положения был откорректирован так, что этот шаг не приближал к выборам ректоров, а только касался выдвижения кандидатов для назначения на эту должность в прежнем порядке. Именно в таком варианте этот пункт плана закреплён в новой редакции Кодекса (ст. 204 Закон Республики Беларусь 154-З от 14 января 2022г. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.01.2022, 2/2874 ).

Особенностью 2021 г. стал недвусмысленный поворот от тактики избирательной, противоречивой и непоследовательной имплементации некоторых академических императивов ЕПВО к решительному внедрению альтернативной системы целей в высшем образовании. Был взят курс на полный идеологический и административный контроль всех сторон жизни высшей школы.

Образование подчиняется приоритетной задачи патриотического воспитания. В основу его ложится Программа патриотического воспитания населения Беларуси на 2022-2025 годы, утвержденная Советом министров 29 декабря 2021 (постановление №773). Разработку программы объясняют геополитическими вызовами и необходимостью укрепить государственный суверенитет и национальную безопасность страны.

В Беларуси создается Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения Беларуси, который возглавил замглавы Администрации Президента Игорь Луцкий. В соответствии с задачами патриотического воспитания обновляется содержание учебных программ и учебников всех уровней образования.

В Кодексе заметно усилена  монопольная роль государственной идеологии и ответственность всех участников образовательного процесса за следование ей. Провозглашается принцип: «школа не может быть вне политики. Но политика там должна быть только одна – государственная»   (А. Лукашенко. Участие в Республиканском педагогическом совете 23-24 августа 2021 г., ссылка)

В Гродненском государственном университете им. Янки Купалы 11 июня 2021 г. состоялся Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования: «О совершенствовании идеологической и воспитательной работы со студентами в учреждениях высшего образования».  Совет ректоров констатировал, что для реализации этих задач созданы законодательная база, соответствующая инфраструктура, обеспечено  кадровое и научно-методическое сопровождение. Задаче идеологического воспитания подчинена деятельность  БРСМ, органов студенческого самоуправления, волонтерских центров, др.

В учреждения высшего образования, по сообщениям прессы, назначены проректоры по безопасности и кадрам. Сведения о них отсутствуют в публичном доступе.  Но по документам, которые оказались у журналистов,  в их задачи  входит  организация работы с государственными секретами и  меры по обеспечению информационной безопасности, координация взаимодействия с правоохранительными органами, выявление, предупреждение и пресечение действий, угрожающих безопасности работников университета» и многое другое. Видимо, именно они играют ключевую роль в осуществлении государственной  кадровой политики в вузах. Продолжилось обновление руководства вузов и факультетов. Ликвидированы даже достаточно лояльные негосударственные общественные организации и  еще более усилен государственный контроль над БРСМ и другими подконтрольными студенческими объединениями. Новая редакция Кодекса об образовании существенно ограничивает доступ к системе образования организаций гражданского общества и влияние родителей на учебный процесс.

В Кодексе значительно усилен репрессивный механизм образовательного законодательства.  Появились статьи, преследующие любое проявление протеста, повторно наказывающие или ограничивающие в правах тех кто уже наказан в административном или уголовном порядке.

В число оснований для отчисления студентов (Ст. 68) включены:

5.18.1. отсутствие на учебных занятиях в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста;

 а также участие в забастовках и других формах протеста в вузе:

5.18.2. совершение действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;

5.18.3. призыв обучающихся к неисполнению ими своих обязанностей.

В соответствии со статьей 51 наниматели при приеме на работу педагогических работников обязаны запрашивать информацию в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий̆ договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой̆ статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Такие сведения предоставляются без согласия лиц, в отношении которых они запрашиваются.

Обновленные правила внутреннего распорядка учебных заведений запрещают любые несанкционированные действия и высказывания. Криминализируется ответственность за высказывания, которые могут быть интерпретированы как дискредитирующие Беларусь, а Минобразования включается в число субъектов, в обязанность которых входит противодействие экстремизму ( новая редакция Закона  «О противодействию экстремизму»).

Вопреки рекомендациям Совета Европы ( Rec/ CV(2012 )7 ) в Кодексе сохраняются все нормы дискриминации частных УВО  и их студентов.

Вполне логичным  продолжение политики  и «перезагрузки» системы образования является корректировка социального состава студенчества  за счет стимулирования и расширения целевого набора на всех уровнях профессионального образования и создание более благоприятных условий  поступления в вузы для лояльных групп населения. До сих пор попытки развивать целевой набор не имели большого успеха и поддержки работодателей. Новые меры в большей степени концентрируются на политическом смысле этого механизма («преданные кадры»). В прошлом власть пыталась проводить политику поддержки  некоторых социальных групп: людей с инвалидностью, сирот, сельской молодежи. Но в последние годы эта тема исчезла из стратегических документов. И инклюзия съежилась до поддержки инвалидов, и то не в  высшем образовании. В новой версии приоритетными правами при поступлении в учреждения высшего образования  будут пользоваться выпускники классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, цели и задачи, поставленные Стратегическим планом действий в 2018 г., больше не определяют стратегию изменений в системе  ценностей высшего образования. Нормативная база, сформированная в 2021 г., однозначно указывает на иной, альтернативный вектор развития образовательной политики в  беларуской  высшей школе.

Выводы

Беларусь, формально присоединившаяся с большим трудом к Европейскому пространству высшего образования  в 2015 г.,  в 2021 г.  отчетливо сменила вектор развития  своей высшей школы. В образовательной политике доминируют задачи построения зоны сотрудничества альтернативной Европейскому пространства высшего образования и  ориентированной на интеграцию с восточными соседями, разделяющими с Беларусью общие политические императивы и  скептицизм относительно европейских академических ценностей. Построение своей  несовместимой с ЕПВО  системы государственного  идеологического и административного доминирования в системе образования меняет смысл даже тех немногочисленных болонских инструментов, которые формально  уже были  закреплены в законодательстве. Неизбежное в таких обстоятельствах взаимное сворачивание и ограничение  академического сотрудничества между университетами и государственными институциями Беларуси и ЕС не оставляют надежд на реализацию первоначальных целей Дорожной карты по проведению Беларусью реформы системы высшего образования, принятой в 2015 г. и Стратегического плана действий по реализации основных задач развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами Европейского пространства высшего образования, утвержденного  в 2018 г.

Новая редакция Кодекса об образовании, принятая Национальным собранием в 2021г. и  утвержденная 14 января 2022,  продемонстрировала  отказ от  попыток законодательно закрепить даже скромные результаты предшествующей имплементации болонских инструментов. А законодательная база высшего образования стала еще более консервативной и одновременно внутренне противоречивой. Межведомственные противоречия еще больше обострились, а нормативная база высшей школы стала вследствие этого еще менее согласованной и работоспособной.