Беларуская Национальная платформа и ESU предложили Всемирному банку пересмотреть условия проекта на 100 миллионов евро. ВБ ответил отпиской.

Георгий Громов, Беларуская праўда


100 миллионов евро на модернизацию

23 июня министр образования Игорь Карпенко и глава Представительства Всемирного банка в Республике Беларусь Александр Кремер подписали Соглашение о займе (проект ”Модернизация высшего образования Республики Беларусь“).

Всемирный банк в 2020-2025 годах предоставит Беларуси заем в размере 100 млн. евро на модернизацию высшего образования. Проект включает в себя создание междисциплинарного учебно-исследовательского центра на базе Белорусского государственного университета, включающего 37 учебных лабораторий, девяти центров коллективного пользования, модернизация более 60 учебно-исследовательских лабораторий; капитальный ремонт отдельных учебных корпусов вузов с созданием необходимой инфраструктуры для запланированных лабораторий и повышением энергоэффективности учебных корпусов. Указанные мероприятия будут реализованы в 18 УВО (в том числе в 10 региональных), подчиненных Министерству образования, Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству сельского хозяйства и продовольствия и Министерству здравоохранения.

В рамках проекта будет создано Национальное агентство по обеспечению качества образования (на всех уровнях образования).

Казалось бы: благая цель – помочь встать на ноги высшему образованию. Однако Беларуская национальная платформа гражданского общества предложила Всемирному банку пересмотреть условия проекта. Почему?

Гражданское общество предложило переговоры

В мае Беларуская Национальная платформа гражданского общества, в июне – Европейский союз студентов направили аналогичные обращения к руководству Всемирного банка с призывом пересмотреть условия проекта.

Почему?

Да хотя бы потому, что Министерство образования в условиях пандемии проявляет безответственность, отказываясь вводить национальные требования по безопасной организации учебного процесса, подвергая  риску здоровье студентов, преподавателей и их семьей. А представители академического сообщества, которые призывают установлению карантинных мер в условиях пандемии, подвергаются репрессиям.

Даже этого факта, как считают в ESU, достаточно для пересмотра условий предоставления кредита ВБ для реализации проекта по модернизации высшего образования в Республики Беларусь (Belarus Higher Education Modernization Project – P167992).

Высшее образование страдает целым набором хронических болячек: Беларусь относится к группе стран с одним из самых  низких  индексов академической свободы (0,225 по шкале от 0 до 1), а результаты PISA 2018 и данные официальной статистики недвусмысленно указывают на усиливающуюся социальную и культурную дискриминацию в высшем образовании.

Более того, непрозрачность и отсутствие инструментов общественного контроля по выполнению индикаторов проекта таит в себе ряд известных рисков.

«Минобразования не выполняет даже конкретные документы»

Представитель “Задзіночання беларускіх студэнтаў” Саша Кузьмич пояснила Беларускай праўдзе, почему гражданское общество против реализации проекта в нынешнем виде.

-Самый главный недостаток – проект абсолютно непрозрачный, не содержит никаких требований о прозрачности его реализации, а также не предусматривает никаких индикаторов в виде изменений в законодательство. Проект заключен в виде «джентльменского соглашения»: Всемирный банк выделяет Министерству образования РБ кредит на определенных условиях – и пользуйтесь по своему усмотрению.

-Джентльменские соглашения с Министерством образования не работают?

-Мне кажется, это очевидно. Министерство образования систематически нарушает договоренности, даже если они закреплены не как «джентльменское соглашение», а конкретным документом. Например – дорожная карта Беларуси по вступлению в Болонский процесс, которая содержала конкретные реформы. Или Стратегический план развития образования до 2030 года, разработанный самим Министерством образования. Ведомство не соблюдает даже конкретные документы, а «джентльменское соглашение», естественно, просто не сработает.

-Какие проблемы вы хотели бы поднять на переговорах с Всемирным банком? Что должен знать ВБ, прежде чем выделять Минобразования 100 миллионов евро?

-Мы хотели бы, чтобы был изменен сам подход к имплементации проекта. Сейчас он имплементуется исключительно Министерством образования в непрозрачном виде. Мы не видим четких требований, конкретных процедур реализации проекта. Мы хотим также, чтобы Всемирный банк указал в качестве одного из основных индикаторов изменения в законодательстве, например, о праве социально незащищенных групп населения на высшее образование, льгот, обеспечение доступности высшего образования.

-С доступностью высшего образования в Беларуси серьезные проблемы?

-Гражданский Болонский комитет выпустил «Белую книгу», в которой отметил постепенное снижение доступности высшего образования на протяжении последних лет. Речь и об экономической недоступности (цены на образование растут быстрее, чем средняя зарплата), и ликвидация мер поддержки сельской молодежи (раньше сельская молодежь наравне с городской могла получать высшее образование). Но самое мейнстримное – физическая доступность, людей с инвалидностью, а сейчас, в условиях пандемии, невозможно организовать качественное дистанционное образование, которое могло бы стать механизмом для получения высшего образования. Проще говоря, с доступностью есть проблемы.

-Обращение к руководству Всемирного банка направлено 17 июня. Есть ли реакция?

-Мы направили письмо президенту Всемирного банка, а получили ответ от Александра Кремера, исполняющего обязанности директора отдела Беларуси, Молдовы и Украины (регион Европы и Центральной Азии) Всемирного банка, главы Представительства Всемирного банка в Республике Беларусь. По моему личному мнению, этот ответ на уровне сельского совета (не хочется обидеть сельский совет), но это просто отписка.

Аналогичное предложение направил и Европейского союза студентов (ESU) – и буквально сегодня получили ответ. Тоже отписку.

 

FaLang translation system by Faboba