Министерство образования оценивает ситуацию с доступностью высшего образования достаточно позитивно, хотя президент Лукашенко говорит, что высшее образование для многих граждан стало роскошью.

Георгий Громов, Беларуская праўда


 «Пусть Министерство образования публично возразит Лукашенко, если считает, что проблемы с доступностью высшего образования нет», – советует член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

Минобразования отрицает, Лукашенко подтверждает

Министерство образования не желает признавать само существование проблемы с доступностью высшего образования: «законодательными и правовыми актами предусмотрена возможность равного доступа всех граждан к получению образования». Такой ответ получила Беларуская Национальная платформа Форума гражданского общества на свое обращение.

«Результаты PISA-2018 и данные официальной статистики недвусмысленно указывают на усиливающуюся социальную и культурную дискриминацию в высшем образовании. Однако ни один документ, определяющий образовательную политику в Беларуси, больше не затрагивает проблему доступности образования для большинства уязвимых групп населения», – считают в Нацплатформе. Об этом БНП сообщила в письме руководству Всемирного банка, предложив пересмотреть условия проекта на 100 миллионов евро.

Министерство образования доказывает, что держит проблему в поле зрения. И пытается подтвердить свой тезис цифрами: прием в учреждения высшего образования в 2019/2020 учебном году составил 60005 человек (в 2018/2019 учебном году – 58854 человек), в учреждениях высшего образования ежегодно получают высшее образование около 1000 инвалидов.

Более того, в 2019/2020 учебном году в учреждениях высшего образования обучаются 1480 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Число лиц женского пола, получающих высшее образование I ступени в указанном учебном году, составляет 52,3%.

Весьма своеобразно Минобразования трактует и результаты PISA-2019:

«Результаты исследования PISA-2018, показанные учащимися лицеев и гимназий Республики Беларусь, сопоставимы со средними показателями Сингапура (2-я позиция в общемировом рейтинге). Результаты учащихся учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, расположенных в сельской местности (435 баллов по читательской грамотности), превысили прогнозный средний результат исследования PISA в целом по Китайской Народной Республике (424 балла по материалам исследования Всемирного банка), значительно превысили результаты учащихся школ Украины, расположенных в сельской местности (408 баллов), – пишет первый заместитель министра образования И.Старовойтова. – Согласно результатам исследования PISA-2018 Республика Беларусь является страной, в которой отмечен незначительный контраст между уровнем доходов различных слоев населения».

Симптоматично, но серьезность проблемы с доступностью образования признал даже Лукашенко:

-По поводу доступности нашего образования сломано немало копий. Удивляет, что отдельные лица от политики, которых в свое время государство выучило бесплатно, ратуют только за платную форму обучения. Это значит, что дети из рабочих семей, пусть даже талантливые и умные, просто не смогут себе позволить такую роскошь, как высшее образование… У нас каждый, пусть даже из самой глубинки, может стать студентом, если имеет знания и желание учиться. Этому принципу должна соответствовать система вступительных экзаменов. При отборе в вуз приемной комиссии необходимо видеть человека, а не только (и не столько, может быть) результат тестирования. Министру образования дано поручение проработать этот вопрос, – заявил Лукашенко на встрече с педагогическим активом.

Что смущает в позиции Министерства образования?

“Ситуация с доступностью образования стремительно ухудшается”

Член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев объяснил Беларускай праўдзе, что не так в официальной позиции Минобразования.

-Ответ Беларуской Национальной платформе свидетельствует, что Министерство образования не хотело бы считать проблему доступности высшего образования настолько острой. В реальности ситуация выглядит достаточно плачевно: доля инвалидов в системе образования последнее время только сокращалась. Если Министерство образования так внимательно относится к данной категории людей, то почему итоги его работы так обескураживающе плачевны? Почему все попытки ведомства выровнять доступность образования ведут исключительно к ухудшению ситуации? А ситуация стремительно ухудшается.

Но я бы хотел обратить внимание на другой момент. Министерство образования оценивает ситуацию достаточно позитивно, а президент Лукашенко оценивает ее совсем иначе. В своем выступлении перед активом системы образования он как раз сослался на неудовлетворительное положение дел с доступностью образования для людей сельской местности, представителей рабочего класса. Лукашенко указал Министерству образования на необходимость изменить систему правил приема в высшие учебные заведения; из Министерства образования в ответ последовало ворчание.

Понятно, что Лукашенко руководило не бескорыстное желание облегчить жизнь определенным категориям беларуской молодежи, понятно, что это предвыборная демагогия; пренебрегая их интересами в течение многих лет, вспомнить о них за месяц до выборов, чтобы повлиять на свой электорат – позиция совершенно предсказуемая. Но даже если позиция совершенно политиканская, она оказывается совершенно убийственной для Министерства образования: то, что отрицает ведомство, подтверждает президент, который по закону является единственным субъектом, формирующим образовательную политику.

-Коль ситуация с доступностью образования столь плачевна, так почему же президент не меняет ее?

-Лукашенко и потребовал от министра образования внести изменения в правила приемы в вузы.

Вообще в стране нет стратегических документов, исходящих от президента, которые бы формировали образовательную политику. А все документы, которые издает Министерство образования, нечувствительны к проблеме доступности образования. Министерство образования может легко возразить нам, но пусть оно тогда возражает Лукашенко – и пусть сделаете публично, если считает, что он не прав.

Если же Минобразования так озабочено доступностью качественного образования, то почему это не нашло отражения в стратегических документах? В том числе в самом свежем документе – Стратегии развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, Стратегическом плане по осуществлению основных целей развития системы образования в соответствии с принципами и инструментами ЕПВО.

-Следовательно, это сознательная политика Минобразования?

-Да. Похоже, Минобразования вообще не хотело бы менять эту политику, и лишь давление со стороны высшей политической власти может заставить его хотя бы обозначить свой интерес. Не верю, что требование Лукашенко реально изменит политику, но, по крайней мере, хотя бы признание проблемы было бы уместным.

Давайте посмотрим на проблему через призму президентской избирательной кампании. Президент вспоминает о сельских жителях, едва ли не основной категории избирателей, только за месяц до выборов – этот факт сам по себе показателен и свидетельствует, что здесь не все в порядке. Ожидание того, что верный электорат, которым он в течение многих лет пренебрегает, может изменить ему, и заставляет повернуться лицом к застарелым проблемам.

– «Результаты исследования PISA-2018, показанные учащимися лицеев и гимназий Республики Беларусь, сопоставимы со средними показателями Сингапура (2-я позиция в общемировом рейтинге)». Минобразования сравнивает уровень образования в Беларуси с сингапурским. Перефразирую крылатое выражение: если уровень образования сопоставим с сингапурским, то почему мы живем не так, как в Сингапуре?

-А давайте посмотрим, ЧТО сравнивает Минобразования. Ведомство сравнивает результаты в самых лучших средних школах (прежде всего – в лицеях) со средними результатами в такой стране, как Сингапур. Результаты по стране ведомство сравнивает с результатами в лучших школах Беларуси. При этом и обижается, что есть страны, давшие не общенациональный, а избирательный результат: Азербайджан – по Баку, и Китай, который дал результаты по отдельным, наиболее развитым городам.

Естественно, замечательное пожелание – все школы должны ориентироваться на ведущие лицеи. Пусть и сельские школы работают как лицеи, но ведь образование стоит больших денег! Такое заявление отдает крайним цинизмом.

-Минобразования сравнило уровень жизни Лукашенко с уровнем жизни среднестатистического беларуса.

-Нет, министерство сказало: пусть средний беларус живет как Александр Лукашенко. Пусть – кто же откажется? Острая проблема повышения образования в сельских школах несомненно должна решаться – ситуация действительно выглядит удручающе. Но как ведомство собирается ее решать? Просто предложив быть как лицеи? По сути – спасайтесь сами, кто как может.

Мы упираемся в крайне острую старую проблему: денег нет, но вы держитесь.

FaLang translation system by Faboba

Bolognaby@ All Rights Reserved.